“Битва за Севастополь”. Сергей Мокрицкий. 2015 год

“Битва за Севастополь”. Сергей Мокрицкий. 2015 год

“Битва за Севастополь”. Сергей Мокрицкий. 2015 год

Начать стоит с того, что фильм снят совместно с украинскими партнерами, поэтому символичность этого фильма о событиях Великой Отечественной войны, наложенная на реалии сегодняшних дней, натужно кричит: “Одумайтесь!” Другой момент, который также хотелось затронуть в самом начале – это название, под которым картина вышла в прокат в России. “Битва за Севастополь”. Еще по трейлеру возникал вопрос, почему же картина так называется. А после просмотра вопрос встал еще более остро. Никакой битвы за Севастополь в картине нет и в помине. Есть ряд событий, и то в самом конце, который накладывается на происходящие военные действия на Крымском полуострове. Но как таковой битвы мы не видим. Налицо притянутое название. Понятно по каким причинам выбрано такое название, обсуждать это даже не хочется. Всем итак все понятно. На Украине, к примеру, картина вышла под названием “Несокрушимая”, что в полной мере описывает историю главной героини. Но в целом фильм от надуманного названия наших прокатчиков (в их адекватность мы уже давно перестали верить) хуже не стал.

Фильм, героиня, исторические неточности

Картина “Битва за Севастополь” не просто основана на реальных событиях или за основу взята реальная жизнь человека. Сценарий к фильму писался в тесном взаимодействии с биографом главной героини, поэтому события можно считать практически полностью правдивыми, но за некоторым исключением. Но пора бы назвать имя женщины, о которой столь мало знает нынешнее поколение, и о которой нам решил рассказать режиссер картины Сергей Мокрицкий.

Ее имя Людмила Павличенко. Ее девичья фамилия Белова, Павличенко – фамилия первого мужа, от которого она родила своего первого ребенка. В фильме об этом умалчивается, но упомянуть об этом факте мы должны. Именно о судьбе этой девушки, женщины столь много говорили в середине прошлого века, и столь редко вспоминают сейчас. А ведь напрасно. Еще один невоспетый в нашу эпоху герой , невоспетая героиня.

Трудно себе представить, какую тяжелую ношу взяла на себя хрупкая с виду девушка, оказавшаяся крепче кремня в нужную пору. Все детство ее воспитывали как пацанку, и ничего удивительного, что вместо обычных девичьих забав и романтических гулянок, она совершала лаконичные жизненные шаги, предпочитая привычному досугу слабой половины человечества походы в тир. Там-то она себя и зарекомендовала, как отличный стрелок, попав на галочку спецслужб. Как только разразилась война, она немедленно была призвана на фронт в качестве снайпера. И благодаря этому вошла в мировую историю, как “Леди Смерть”. Ее послужной список насчитывает 309 убитых врагов, ее слава шла впереди нее. Пока она затаившись лежала на очередной огневой точке, выжидая появление цели, в это время солдаты из смежных частей отчаянно гибли, зная, что совесть не позволяет проявлять малодушие в то время, когда на войне уже во всю сражаются  женщины.

Битва-за-Севастополь-Сергей-Мокрицкий-2015-год-4

Порой встречаешь в фильмах образы снайперов, лишенные всяческих чувств и сострадания. У них и мускул не шелохнется, когда спустят курок. Но этот надуманный и надменный образ разбивается в пух и прах правдивыми историями. настоящими судьбами снайперов. Таких, как Людмила Павличенко. Все что она обретала, все что она имела, она теряла на войне. Любимый город, любимые люди, даже саму себя – ментально. Невозможно на протяжении долгого периода времени спокойно и равнодушно относиться к такой профессии, и к тому что происходит вокруг тебя. Война слишком сильно бьет по человеку, слишком радикально меняет его сущность, чтобы относиться к ней, как к игре. А ведь по событиям в фильме было очевидно, что с самого начала это был некий элемент игры для Людмилы. В некоторой степени ее забавляло убивать врагов и собирать их жетоны. Соревнование, бахвальство, с которыми она выходила на огневой рубеж в момент исчезли, когда смерть подошла к ней максимально близко. Сначала ее чуть заживо не похоронило в окопе после взрыва снаряда, а потом она узнает о гибели своего возлюбленного. Тут-то в ее жизни все и меняется. Тут-то она и почувствовала запах смерти, который она сама несет людям, попадающим в прицел ее винтовки. Тогда в ее голове формируется образ не просто мишеней, а врагов, которых нужно уничтожать беспощадно, иначе они придут и отнимут у тебя все самое дорогое и ценное. Она убивала не людей, она убивала фашистов.

Это не последняя личностная трагедия Людмилы, чья душа была изранена намного сильнее, чем тело. Комисована она была после очередного ранения, но и без того было ясно, что Павличенко больше не может вернуться к своему военному ремеслу. И дабы не терять живой символ героизма, руководство страны посылает “Леди Смерть” в агитационное турне в США, чтобы всеми силами убедить американских союзников открыть второй фронт. Там она заводит на удивление теплую дружбу с Элеонорой Рузвельт, первой леди Соединенных Штатов. Там же она произносит свою культовую речь, которая принесла ей успех на американском континенте, где весьма холодно относились к любым агентам “Красной России”.

Джентльмены. Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!

Битва-за-Севастополь-Сергей-Мокрицкий-2015-год-3

Пропаганда или не пропаганда

В первые минуты после просмотра фильма сложилось впечатление, что череда кинолент о войне, которая нынешней весной прокатывается по нашим кинотеатрам, намекает на намеренную подготовку населения к потенциальной войне. Мысль эта зародилась после эпизода в фильме со стихотворением Константина Симонова в исполнении маленькой девочки во время празднования нового 1942 года в Севастополе.

Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;

Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал.. .

Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель.. .

Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал.. .

Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел, — так ее любил, —
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви.. .

Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, —
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед, —
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат, —
Это он, а не ты солдат.

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина, —
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

1942

Но осмысление помогает приходить к здравым выводам. “Битва за Севастополь” – это очередной гимн об ужасах войны. И если это элемент пропаганды, то пропаганды здорового патриотизма, но никак не пропаганда войны, не пропаганда образа ненавистного врага. За все время просмотра не нашлось ни одного грязного эпизода, который бы заставил ненавидеть всей душой немца, пришедшего на русскую землю, или американца, который не хочет ввязываться в кровавую европейскую бойню. Это история не о грязном, а о чистом. Но о времени, когда женщины шли на войну наравне с мужчинами, и как раз в этом-то и нет ничего прекрасного. Начало фильма – чистый лист, белый, его белизна слепит. Конец фильма – помятый, пожелтевший лист, с надорванными краями и прожженный посередине. Но ценность этого пораненого судьбой листа не имеет меры. Именно такие листы попадают в вечность, в историю. Их помнят и чтят, передают потомкам, не позволяют предаться забвению.

Это история не о войне, это история о стойкой девушке, женщине, прошедшей эту войну. И нам показали, что с людьми делает война, насколько ранит не столько тело, сколько душу. И только сильные люди поднимаются после ее ударов, потому что война – это не смерть, война – это такая жизнь.

Битва-за-Севастополь-Сергей-Мокрицкий-2015-год-2

deneme bonusu veren siteler - canlı bahis siteleri - casino siteleri casino siteleri deneme bonusu veren siteler canlı casino siteleri news news news news news