Обсуждать триллер “Доктор сон” Майка Флэнагана можно переставать после комментария Стивена Кинга, по роману которого собственно и был снят фильм. Король ужасов признался, что “Доктор сон” помог ему наконец-то принять экранизацию другого своего произведения “Сияние”. Если вы не в курсе, то Кингу не понравилась культовая работа Стэнли Кубрика. Хотя стоит поговорить об этом.
Содержание
- Сияние
- Роман Доктор Кто
- Экранизация
Сияние Стэнли Кубрика
В свое время Стивен Кинг позволил Стэнли Кубрику взять сюжет своего произведения для экранизации. Статус Кубрика вполне обоснованно давал понять, что на выходе должно получиться эпическое произведение, поэтому “король ужасов” умыл руки и решил посмотреть, что же выйдет из всего это предприятия. И вышло то, что ему, мягко говоря, не понравилось.
Основная претензия Кинга заключалась в том, что Кубрик лишил одного из главных персонажей “Сияния” Джека Торренса, отца мальчика Дэнни, хоть какого-то намека на положительный оттенок. Стивен старался показать в своем романе тяжелейшую борьбу Джека со своим безумием, с демонами и духами, которые хотели добраться до его сына через него. Это очень важный и драматичный момент, потому что в конце концов Джек проигрывает и становится реальной угрозой для семьи.
Кубрик же с первых минут показывает нам чересчур наигранный и самоуверенный образ Джека, человека, мечтающего о карьере писателя и использующего возможность поработать в отеле в зимнее время, как момент уединения и погружения в свои мысли. Даже на собеседовании Джек ведет себя крайне вызывающе и надменно. И на протяжении всего фильма не возникает ни одного сюжетного отрезка, когда зритель сопереживает главе семейства. Он нам сразу не нравится, а это идет вразрез с задумкой первоисточника.
“Персонаж Джека Торренса никак не развивается в этом фильме. Вообще никак. Когда мы впервые видим Джека Николсона… мы сразу понимаем, что он – ненормальный, как сортирная крыса. Все, что он делает – становится еще более ненормальным. А в книге это парень, который борется за свое психическое здоровье – и в конце концов теряет его. По-моему, это трагедия. В фильме нет никакой трагедии, потому что он на самом деле не меняется”
Символично, что в “Сиянии” Кинга отель сгорает – очищается, а в “Сиянии” Кубрика отель остается погруженным в снега – зло притаилось. Кстати, Майк Флэнаган здорово обыграл историю с “разморозкой” отеля, а потом в конце концов сжег его. И, видимо, именно это понравилось Стивену Кингу – зло оказалось все-таки очищено, уничтожено.
Роман Доктор Кто
После выхода романа “Сияние” многие поклонники автора считали, что продолжение истории это всего лишь вопрос времени. Долгие годы они его ждали, но затем перестали надеяться. И когда уже никто не ожидал, Стивен Кинг решился на продолжение истории “сияющих” людей.
За основу была взята судьба Дэнни, который давным-давно вырос, но травмы прошлого, ужас и кошмар семейной трагедии не могли не оказать влияние на его личность. Он одинок, ведет крайне безответственный образ жизни и превратился в отвратительного алкоголика. Сияние заметно утихло, а боль и страх прошлого никуда не делись. Работа санитаром в хосписе и моральная помощь старикам, отходящим в мир иной, частично сглаживают его сознание и не дают окончательно сойти с ума.
Но по-настоящему его мир меняется с появлением Истинного узла, группы людей, которые охотятся за “сияющими” людьми. Они специализируются на похищении детей, мучая и в конце убивая бедняжек. Члены Истинного узла питаются Сиянием; они бессмертные демоны, регулярно увеличивающие свои ряды. И в определенный момент Дэнни должен будет помочь девочке Абре, которая стала мишенью энергетических вампиров.
Собственно сюжет триллера Флэнагана фундаментально не отличается от романа-первоисточника.
Экранизация Майка Флэнагана
Когда кинорежиссер берется за экранизацию литературного произведения, то априори ему допустимо вносить изменения в сюжет. И именно этот факт всегда является камнем преткновения для фанатов первоисточника. Но важно помнить, что в конечном итоге нужно оценивать именно кинематографический продукт, не опираясь на его литературный фундамент. Что можно описать словами, не всегда можно отобразить визуально. Что можно отобразить визуально, не всегда можно описать словами.
Сам Кубрик решился на внесение правок в сюжете “Сияния”, почему бы этим было не заняться и Флэнагану? Тем более что он получил одобрение на это со стороны Стивена Кинга.
“Мне нравятся все фильмы Майка Флэнегана, и я работал с ним раньше — над фильмом «Игра Джералда». Так вот, я прочитал сценарий и сказал себе: «Этот фильм исправит все, что мне не нравилось в версии Кубрика”.
Стоит ли удивляться частому упоминанию имени Стэнли Кубрика? Да ни капли. “Доктор сон” обречен на сравнение с “Сиянием”. Мало того что в качестве первоисточников и тот и другой фильм имеют романы Стивена Кинга, где один является продолжением другого; так и первая часть обрела столь легендарный статус, что придется изрядно постараться, чтобы замахнуться хотя бы на отдаленное повторение успеха. Про большее и говорить не приходится.
И главным фактором успеха Флэнагана можно считать то, что он даже не старался подражать Кубрику. Отдав ему должное несколькими узнаваемыми кадрами и связав сюжеты фильмов, он все-таки снял картину в своем стиле, со своим почерком. “Доктор сон” изобилует потрясающими сценами ментальных прогулок “сияющих” людей и членов клана Истинного узла, во многом напоминая “Начало” Кристофера Нолана. Звук, держащий в напряжении в ключевых моментах, и тот старается отличаться от кубриковского звучания, возвращаясь к эталону 1980 года только в момент возвращения в отель.
Попытка восстановить образы главных персонажей “Сияния” любопытна и для многих может показаться нелепой. Флэнаган мог бы использовать компьютерную графику, но у него не было задачи доподлинно повторить внешность Джека, его жены или других персонажей. Важно погрузить зрителя в ту атмосферу, тем более что весомый процент молодого поколения даже не смотрело картину Кубрика. А те, кто смотрел непременно займутся сравнением персонажей, особенно Джека. Хотя как можно повторить образ, воплощенный Николсоном!? Но таким способом режиссер заставляет зрителя дополнительно концентрировать свое внимание на деталях. В итоге каждый флешбек – приманка; зритель на крючке. А лишняя компьютерная графика только бы уничтожила атмосферу.
Отдельно стоит сказать про Юэна Макгрегора, который должен был стать столпом всего актерского состава ленты. Откровенно говоря, ничего сверхъестественного он не продемонстрировал, сыграв на привычно хорошем уровне. Видимо, главная трансформация актера будет представлена зрителю в “Хищных птицах”. Но благодаря этому обстоятельству мы смогли познакомиться с талантом Ребекки Фергюсон, которая хоть и участвовала во многих интересных проектах (“Миссия невыполнима”, “Живое”, “Люди в черном: Интернэшнл”), но ничем особенным так и не запомнилась. Образ привлекательной предводительницы членов “Истинного узла” был впечатляющим, особенно в моменты ее перевоплощения из приветливой и милой женщины в жестокую и беспощадную бестию, готовую на любые свершения для достижения своей цели.
“Доктор сон” перед премьерой обошелся без шумного промо, что позволило не требовать от ленты многого. Странно было ожидать, что Майк Флэнаган решится замахнуться до высокого уровня Кубрика, поэтому фильм с самого начала смотрелся без опасений. На всякий случай перед просмотром “Доктора сон” лучше восстановить в памяти события “Сияния” Кубрика, чтобы кинематографическая история семьи Торренс обрела цельный вид.