«Я всего лишь снимал кино,» – одна из последних реплик финального фильма знакового режиссёра прошлого столетия Элиа Казана.
Обладатель множества премий, среди которых три «Оскара» и четыре «Золотых глобуса», Элиа Казан оказал большое влияние на кинематограф и дал дорогу талантливым актёрам, таким как Марлон Брандо, Вивьен Ли и Джеймс Дин. У него была необычная судьба, которая была сопряжена с переездом в новую, незнакомую страну, сменой идеалов, лишениями и необходимостью предательства, что нашло отражение в его фильмах, которые стали классикой.
Молодость
Родился будущий режиссёр 7 сентября 1909 года в Стамбуле в семье греческих торговцев хлопком. В 1913 году мальчик вместе с семьей переехал в Нью-Йорк, где его отец открыл магазин ковров. Мечта посвятить себя театральной деятельности жила в Элии с детства. Благодаря своим талантам он попал в престижный Уильямс Колледж, но сверстники американцы не приняли чужака. В своей книге “Жизнь” Казан пишет:
“В день выпуска я сидел плечом к плечу с однокурсниками и жаждал всего того, что у них было, а у меня нет – их внешности, их стиля, их денег, машин, девушек, которые ждали их в этих машинах. Любая привилегия вызывала во мне взрыв обиды. Я хотел или уничтожить ее или получить для себя. Я хотел, чтобы система расплатилась со мной за холодные темные четыре года, которые я провел на задворках общества. Как сказали бы мои будущие партийные товарищи, я хотел взять реванш. И я, в конце концов, взял реванш. Но не с помощью товарищей, а в одиночку”.
Обида режиссёра вылилась во вступление в Американскую коммунистическую партию, в которой он состоял два года. Однако, идеалы партии довольно быстро оказались чуждыми режиссёру, спустя двадцать лет он заявит об этом New York Times:
«Я не могу никого развлечь шпионскими историями, потому что я не видел ни одного шпиона. В то время я не знал даже о политическом противостоянии Америки и Советского Союза, я не знал, что Американская Коммунистическая партия подчиняется Кремлю. Но я столкнулся с тем, как коммунисты постоянно и демонстративно нарушают всю ту практику жизни демократического общества, к которой я привык и с которой не хотел расставаться. Они пытались контролировать мысли и действия всех своих рядовых членов, они привычно и совершенно естественно передергивали любые факты и искажали правду ради своей цели. За нарушение партийной дисциплины они наказывали унижением. Я отчетливо почувствовал вкус полицейского государства. Это слабый, но горький и незабываемый вкус. Слабый, потому что ты можешь уйти. И я ушел».
Окончив колледж в Массачусетсе, он поступил на факультет драматического искусства Йельского университета, где всерьёз заинтересовывается системой актёрского мастерства Станиславского. Он создаёт Актёрскую студию, обучение в которой велось на основе принципов системы Станиславского. Среди воспитанников студии — Марлон Брандо, Род Стайгер, Джеймс Дин, Натали Вуд, Мэрилин Монро и многие другие звезды театра и кино. Введя систему Станиславского в американское кино и театр, он не просто учил актеров, а он заложил базу для всего современного американского кино.
Новое американское кино
Элиа Казан (Elia Kazan) не боялся поднимать остросоциальные темы, не желал сглаживать углы. В своих фильмах он поднимал вопросы, которые многие предпочитали обходить. Антисемитизм, расовые предрассудки, отношения человека с природой, война во Вьетнаме и отношение к ней, противостояние власти и общества, вмешательство общества в любовные отношения мужчины и женщины, а также выбор между совестью и выгодой. Казан вскрывал нарывы общества и показывал то, на что большинство предпочитало не обращать внимания, заставлял зрителя задуматься.
Размышления персонажа, его моральный выбор – вот отличительная черта фильмов Казана. В эпоху, когда на экране одно действие сменяется мгновенно другим, а фильмы представляют из себя преимущественно аттракционы, порой не хватает таких вдумчивых и размеренных фильмов.
Один из лучших фильмов режиссера, который был удостоен премий «Оскар» и «Золотой глобус», «В порту» рассказывает о молодом боксёре (его роль исполнил Марлон Брандо), который невольно стал соучастником убийства рабочего и терзается мыслями, рассказывать ли об этом полиции. На него давят со всех сторон: мафия, сестра убитого, его собственный брат, священник, и он должен принять решение, которое в любом случае будет непростым.
Этим фильмом, который не потерял актуальность и в наше время, режиссёр словно пытался оправдаться за то, что выдал своих товарищей по партии, Комиссии по антиамериканской деятельности, чего ему не простили многие коллеги даже за последующие сорок пять лет.
of 3
Подводя итог, можно сказать, что Элиа Казан сделал огромный вклад кинематограф, и оказал влияние на современное творчество. Его фильмы прошли проверку временем, и несмотря на более, чем полувековой возраст, являются образчиками хорошего кино. Рекомендую к просмотру.