Элиа Казан – великий режиссер и непрощённый предатель

Элиа Казан – великий режиссер и непрощённый предатель

«Я всего лишь снимал кино,» – одна из последних реплик финального фильма знакового режиссёра прошлого столетия Элиа Казана.

Обладатель множества премий, среди которых три «Оскара» и четыре «Золотых глобуса», Элиа Казан оказал большое влияние на кинематограф и дал дорогу талантливым актёрам, таким как Марлон Брандо, Вивьен Ли и Джеймс Дин. У него была необычная судьба, которая была сопряжена с переездом в новую, незнакомую страну, сменой идеалов, лишениями и необходимостью предательства, что нашло отражение в его фильмах, которые стали классикой.

Режиссер Элиа Казан - Stone Forest

Молодость

Родился будущий режиссёр 7 сентября 1909 года в Стамбуле в семье греческих торговцев хлопком. В 1913 году мальчик вместе с семьей переехал в Нью-Йорк, где его отец открыл магазин ковров. Мечта посвятить себя театральной деятельности жила в Элии с детства. Благодаря своим талантам он попал в престижный Уильямс Колледж, но сверстники американцы не приняли чужака. В своей книге “Жизнь” Казан пишет:

“В день выпуска я сидел плечом к плечу с однокурсниками и жаждал всего того, что у них было, а у меня нет – их внешности, их стиля, их денег, машин, девушек, которые ждали их в этих машинах. Любая привилегия вызывала во мне взрыв обиды. Я хотел или уничтожить ее или получить для себя. Я хотел, чтобы система расплатилась со мной за холодные темные четыре года, которые я провел на задворках общества. Как сказали бы мои будущие партийные товарищи, я хотел взять реванш. И я, в конце концов, взял реванш. Но не с помощью товарищей, а в одиночку”.

Обида режиссёра вылилась во вступление в Американскую коммунистическую партию, в которой он состоял два года. Однако, идеалы партии довольно быстро оказались чуждыми режиссёру, спустя двадцать лет он заявит об этом New York Times:

«Я не могу никого развлечь шпионскими историями, потому что я не видел ни одного шпиона. В то время я не знал даже о политическом противостоянии Америки и Советского Союза, я не знал, что Американская Коммунистическая партия подчиняется Кремлю. Но я столкнулся с тем, как коммунисты постоянно и демонстративно нарушают всю ту практику жизни демократического общества, к которой я привык и с которой не хотел расставаться. Они пытались контролировать мысли и действия всех своих рядовых членов, они привычно и совершенно естественно передергивали любые факты и искажали правду ради своей цели. За нарушение партийной дисциплины они наказывали унижением. Я отчетливо почувствовал вкус полицейского государства. Это слабый, но горький и незабываемый вкус. Слабый, потому что ты можешь уйти. И я ушел».

Окончив колледж в Массачусетсе, он поступил на факультет драматического искусства Йельского университета, где всерьёз заинтересовывается системой актёрского мастерства Станиславского. Он создаёт Актёрскую студию, обучение в которой велось на основе принципов системы Станиславского. Среди воспитанников студии — Марлон Брандо, Род Стайгер, Джеймс Дин, Натали Вуд, Мэрилин Монро и многие другие звезды театра и кино. Введя систему Станиславского в американское кино и театр, он не просто учил актеров, а он заложил базу для всего современного американского кино.

Новое американское кино

Элиа Казан (Elia Kazan) не боялся поднимать остросоциальные темы, не желал сглаживать углы. В своих фильмах он поднимал вопросы, которые многие предпочитали обходить. Антисемитизм, расовые предрассудки, отношения человека с природой, война во Вьетнаме и отношение к ней, противостояние власти и общества, вмешательство общества в любовные отношения мужчины и женщины, а также выбор между совестью и выгодой. Казан вскрывал нарывы общества и показывал то, на что большинство предпочитало не обращать внимания, заставлял зрителя задуматься.

Размышления персонажа, его моральный выбор – вот отличительная черта фильмов Казана. В эпоху, когда на экране одно действие сменяется мгновенно другим, а фильмы представляют из себя преимущественно аттракционы, порой не хватает таких вдумчивых и размеренных фильмов.

Один из лучших фильмов режиссера, который был удостоен премий «Оскар» и «Золотой глобус», «В порту» рассказывает о молодом боксёре (его роль исполнил Марлон Брандо), который невольно стал соучастником убийства рабочего и терзается мыслями, рассказывать ли об этом полиции. На него давят со всех сторон: мафия, сестра убитого, его собственный брат, священник, и он должен принять решение, которое в любом случае будет непростым.

Этим фильмом, который не потерял актуальность и в наше время, режиссёр словно пытался оправдаться за то, что выдал своих товарищей по партии, Комиссии по антиамериканской деятельности, чего ему не простили многие коллеги даже за последующие сорок пять лет.

1 of 3

Подводя итог, можно сказать, что Элиа Казан сделал огромный вклад кинематограф, и оказал влияние на современное творчество. Его фильмы прошли проверку временем, и несмотря на более, чем полувековой возраст, являются образчиками хорошего кино. Рекомендую к просмотру.