Какой бюджет требуется для создания фильма с оригинальным сюжетом, эмоциональной и естественной игрой актеров, качественной картинкой и квалифицированной режиссурой? Остановитесь на минутку и прикиньте в голове. А теперь представив эту сумму, подумайте, достаточно ли 1,5 миллионов рублей, чтобы реализовать вышеозвученные условия? Как оказалось можно, подтверждением тому стал фильм “Пугало” Дмитрия Давыдова.
Содержание
- Сюжет
- Идея
- Информация о фильме
Сюжет
Дмитрий Давыдов – особенный режиссер для нашего кинопрома. Он родился в Якутии и вместо того, чтобы искать вдохновение для своей творческой деятельности на стороне, разглядел свою музу именно в родной и одиозной республике Саха. Все, что он хочет рассказать публике, связано непосредственно с национальным колоритом тех мест, с условиями жизни. Кто он, житель Якутии – вот ключевой вопрос, который из раза в раз ставит во главу угла своих работ Дмитрий.
Молодой режиссер продолжил серию своих “якутских” фильмов. Вслед за “Костром на ветру” и “Нет бога кроме меня” последовала еще более атмосферная и жесткая работа – “Пугало”. Перед просмотром я ожидал увидеть что-то на манер “Китобоя” Филиппа Юрьева – увлекательную смесь юмора и приключений с ноткой личной драмы главного героя, но в реальности продукт Давыдова оказался в определенной степени шокирующим, удивляющим и уникальным, мне даже не захотелось его с чем-то сравнивать.
В якутской деревушке сложилась прелюбопытная ситуация. У местных жителей есть возможность лечиться у молодой девушки-врача, но все они ходят к знахарке, от которой в обычной жизни каждый из них шарахается. Женщина действительно не от мира сего. Она общается с духами, постоянно напивается, а методы ее лечения, можно сказать, не для слабонервных.
Каждая процедура лечения, с которой встречается на экране зритель, невольно заставляет замереть и ужаснуться. Дмитрий Давыдов не берется показать нам этот процесс исцеления в деталях, чтобы ни в коем случае не родить ощущение отвращения к главной героине. Она делает то, что умеет и как умеет, и достаточно просто намекнуть, как она добивается исцеляющего эффекта. Забирая на себя болячки других людей, женщина постепенно губит себя, ухудшается ее здоровье.
И вроде бы классическая история блаженной и умалишенной, которая бесцельно коротает свои дни. Но нет. У главной героини есть цель в жизни – она ищет свою дочку, которую, по всей видимости, у нее забрали и оправили в детский дом из-за материнских странностей. И напивается она из раза в раз от пепелящего душу горя, от незаживающей раны. Знахарка обладает сверхъестественными способностями, но для чего они нужны, если ей самой нужна помощь?
Женщина упорно ходит и спрашивает местного участкового, удалось ли найти девочку, а в ответ ей только: “Скоро, скоро…” Пока однажды участковый не приносит заветный адрес. Волнительная дорога в город оборачивается открытием не самой приятной правды – дочь после детского дома угодила в тюрьму, а теперь работает девушкой по вызову.
Такая новость одновременно терзает материнское сердце и в то же время утешает. Она жива – и это самое главное. Но знахарка не решается войти в жизнь молодой девушки, прекрасно понимая, какое впечатление может произвести на дочь, на ее окружение, на городское общество. Дикая натура, обладающая мистическими способностями – не ровня прагматичным жителям города.
И та ниточка, что поддерживала в женщине стремление жить, оказалась оборвана. Покой обретен. Встает вопрос – как правильнее оборвать свою жизнь. Помочь неизлечимо больному?
Идея
Мистическая история отходит на второй план, если начать приглядываться к тому, как сочетается современная цивилизация с культурой коренного населения. Жители Якутии постепенно забывают свои традиции, теряют идентичность. А тот, кто все еще помнит кем он является и откуда пошел его род, вызывает если не отвращение, то как минимум пренебрежение, а иногда и страх.
Современная прогрессивная медицина, не способная справиться с трудными родами, в критические моменты уступает место народной. Но принципы этой народной медицины якутских знахарей и шаманов вынуждают главную героиню идти с пустяковой царапиной в больницу – сама себе она помочь не может, нужен кто-то такими же с аналогичными способностями.
Фильм “Пугало” – это пример того, как человек, отчаянно берегущий свою национальную и культурную идентичность, оказывается на обочине социального круговорота. Данную параллель можно применить не только к жителям Якутии, но и к любому радетелю за свои корни. Всерьез говорить о своем происхождении, открыто проповедовать ценности предков и даже пользоваться методами народной медицины в наши дни стало моветоном.
И судя по всему, глобализация – это уже необратимый процесс. Знания знахарки оказалось некому передать. Не за горами время когда национальности, построенные на государственных границах, поглотят нации, построенные на культурном и этническом коде. Для большинства людей данный вопрос не является проблемой, поэтому картина Дмитрия Давыдова вряд ли вызовет в массовом сознании хоть толику сопереживания. Но есть еще люди, которым происходящие события небезразличны, рождая тему для дискуссии и стимул для отстаивания прав на существование.
Информация о фильме
Оригинальное название: Пугало
Год: 2020
Жанр: драма
Режиссер: Дмитрий Давыдов
Оператор: Иван Семенов
Сценарист: Дмитрий Давыдов
Актеры: Валентина Романова-Чыскыырай, Анатолий Стручков, Артур Захаров, Анилена Гурьева
Награды: победитель “Кинотавра 2020” в номинациях “Главный приз” и “Лучшая женская роль”