Интернет-маркетинг: от теории до профессии

Интернет-маркетинг: от теории до профессии

Современный бизнес уже давно переместился в онлайн пространство, ведь мир виртуальности даёт гораздо больше возможностей. Впрочем, даже отсутствие привязки к локации или конкретной аудитории не гарантирует 100% успех. Всё равно надо приложить дополнительные усилия, чтобы отыскать потенциальных клиентов. Поэтому со временем и появился такой универсальный инструмент продвижения, как интернет-маркетинг.

История возникновения интернет-маркетинга

Термин «интернет-маркетинг» подразумевает использование стратегий прямой рекламы, которые ранее традиционно применялись при почтовых рассылках, на радио и в телевизионных роликах. Только теперь все действия направлены на продвижение товаров и услуг в Интернете, учитывая всю специфику площадки. Основная цель интернет-маркетинга — превратить гостей сайта в будущих покупателей и увеличить общую прибыль проекта. Поскольку в сети можно напрямую взаимодействовать с посетителями, специалист по продвижению как раз работает с поиском новых клиентов.

Трудно сказать, когда интернет-маркетинг возник официально. До 1990 года включительно использование Интернета для бизнеса было запрещено и только после того, как доступ к нему получили крупные компании. Но после передачи контроля в частные руки, круг онлайн поставщиков существенно расширился. В период 1992-1996 годов запускаются онлайн-магазины, поисковые системы и электронные платёжи, поэтому приблизительно в тот же час начали появляться и первые маркетинговые инструменты. Сейчас интернет-маркетинг — нечто большее, чем продажа информационных продуктов по банальной схеме. Это торговля информационным пространством, программами, бизнес-моделями и различными услугами.

Основные обязанности специалиста

А вот как самостоятельная профессия, интернет-маркетинг сформировался чуть позже – не раньше 2000-х годов. Сперва специалист в сфере онлайн-продаж, имел довольно смешанные функции, параллельно совмещая в себе обязанности дизайнера, сценариста, пиарщика и даже руководителя отдела. Но со временем ради максимальной эффективности круг работы постепенно сузился, а главной целью интернет-маркетолога стала эффектная презентация компании в сети. То, как человек реализует свои задумки (баннеры, e-mail рассылки, продвижение с помощью каталогов, индексирование в поисковых системах, обмен ссылками, рейтинги, партнёрские или спонсорские программы), уже зависит целиком от выбранной стратегии. Среди его главных обязанностей можно выделить:

  • разработка стратегии позиционирования бренда;
  • выполнение маркетинговых исследований отрасли;
  • мониторинг спроса и обзор запросов покупателей;
  • организация, выполнение и контроль рекламы;
  • детальное сегментирование целевой аудитории;
  • анализ конкурентов, мониторинг новинок на рынке;
  • создание контент-планов и работа с SMM-стратегией (на SMM можно на);
  • SEO-аудит и контроль роста органического трафика;

Данный специалист заботится об узнаваемости бренда и спроса на продукцию, влияет на увеличение заказов или звонков потенциальных клиентов. Причём, это касается как стандартных товаров (стабильный поток продаж), так и релиза новинок, которые важно своевременно и удачно прорекламировать.

Интернет-маркетологи обычно работают в крупных фирмах сферы IT, digital-агентствах, web-студиях, специализирующихся на разработке и продвижении сайтов, маркетинговых подразделениях компаний или вовсе на дому (фриланс).

Как выучиться на интернет-маркетолога

Существуют разные способы, как научиться рассматриваемой профессии: самостоятельно (используя учебники, видео на Youtube или статьи), на онлайн-курсах, где можно дистанционно освоить профессию с нуля, в институте или университете (на факультете маркетинга/рекламы). Такой формат обучения крайне удобен, теперь курсы маркетинга в Алматы, Москве, Минске одинаково доступны.

Данная профессия ещё находится на стыке общегуманитарных дисциплин и технических знаний. Пока в ВУЗах крайне мало специальных образовательных программ, обучающих навыкам интернет-маркетинга, но с каждым годом их всё чаще открывают как профили направления 38.03.02 «Менеджмент».

Пока получить профильное высшее образование (баклавриат/магистратура) позволяет программа колледжа «Синергия», юридический факультет Северо-Кавказского филиала РГУП, акультет бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г.В. Плеханова, а также Институт бизнес-технологий РосНОУ.

Причем можно пойти отдельно учиться на SMM-менеджера (пример курсов – . Вариант подойдет тем, кто не хочет погружаться в аналитику по сайтам и платформам, а готов сконцентрироваться только на социальных сетях. Там тоже полно работы, которую нужно вести регулярно и качественно. Можно на таргетолога (пример курсов – . Это вообще тема для отдельной статьи. Так или иначе свой путь в интернет-маркетинге можно начать с чего-то более узкоспециализированного и потом расширять спектр своих знаний и умений.

В целом же начинать карьеру в IT сфере можно без высшего образования. Да и работать допускается как в штате компании, так и фрилансером на индивидуальных проектах: всё напрямую зависит от потенциала и полученного опыта. С другой стороны, стоит быть готовым к тому, что учиться на интернет-маркетолога нужно даже после того, как устроились на работу. Главное не только освоить необходимые навыки, но и научится сразу применять их на практике, чтобы зарабатывать на этом.