Гуру специфического якутского кино Дмитрий Давыдов, который нам известен по картине “Пугало”, выпустил очередную свою работу. Сохраняя фирменный депрессивный стиль, за счет которого Дмитрий уже прослыл якутским Балабановым, режиссер добавил позитивные и даже комедийные мотивы в свою новую киноисторию под названием “Молодость”. Это повесть о том, как после 20 лет отсутствия родная деревня встречает своего непутевого отпрыска. Спойлер – весьма недружелюбно.
Содержание
- Особенности фильма
- Сюжет
- Информация о фильме
Особенности фильма
Каждая премьера фильма Дмитрия Давыдова заставляет определенную категорию публики задумываться о непознанной и неоднозначной душевной организации жителей Якутии. Но как это выглядит на самом деле, и как об этом говорит сам режиссер – его работы просто про людей. Будучи влюбленным в родную Саху, он и снимает ее жителей с их ментальными особенностями, жизненным укладом и прочими непривычными для жителя европейской части России деталями. На деле же, если приглядитесь, во многом это описание типичного северного человека, к коим несомненно можно отнести и русских.
Якутия вообще удивительный край, где коренные жители носят русские фамилии и имена, а сами русские являются этническим меньшинством. Живут же те и другие в традиционных русских деревнях, являясь одним целым. Именно поэтому, изучая фильмы Дмитрия Давыдова, ты сталкиваешься с судьбами не отдельных наций, а единого народа, оказавшегося в суровых условиях Сибири. Кто жил или хотя бы был в тех краях, прекрасно понимает, о чем речь. Люди там не занимаются этническим делением. В белом плену все едины.
От этого культурная и социальная значимость картин Давыдов только приобретает в цене. В рамках кинематографического продукта мы погружаемся в мир такой далекой географически и одновременной такой близкой духовно Якутии. Отличие лишь в том, что мороз зимой там стоит такой сильный, что можно расслышать, как трещат от холода доски старого покосившегося забора. Съемки, кстати, проходили при температуре ниже 50°C, и даже доходило до -62°C.
Между прочим, следующий фильм Дмитрия будет посвящен русской деревне, так что флер исключительно якутского режиссера с него будет снят. Но пока что его новая работа не начата и не выпущена, от статуса главного якутского кинопостановщика ему не отделаться.
Интересно будет посмотреть в грядущей ленте и на актерский каст, ведь Дмитрий предпочитает снимать в кадре местных актеров и простых жителей конкретной локации. В той же “Молодости” статус деятелей искусства имеют только актеры первого плана (к примеру, Альберт Алексеев и Елена Маркова) и ряда эпизодических персонажей, остальные же артисты подбирались из числа непрофессионалов. Что на самом деле только добавило фильму реалистичности и вытекающей из этого натуралистичности. Раскрепостив людей, которые раньше не снимались в кино, Дмитрий Давыдов сумел продемонстрировать живые эмоции, ведь люди во многом не играли в кадре, а делали то, что делают в обычной жизни. Профессиональному актеру нужно вживаться в роль, здесь же новоявленные артисты остаются самими собой.
Внимательные зрители и поклонники творчества Дмитрия обратят внимание, что между фильмами режиссера есть очевидная связь в деталях и даже персонажах. Фактически это якутская киновселенная: совпадают даже вымышленные названия магазинной продукции вроде газировки “Саха Кола” и водки “Бурда”. А ключевым персонажем Saha Universe, связующим несколько картин, в том числе и “Пугало”, является полицейский. Его играет один и тот же актер.
При обсуждении фильма его создатель витиевато обсуждает традиционные мистические эпизоды, оставляя зрителю просто для фантазии. Ни одно проявление сверхъестественного не имеет определенной трактовки, все можно представить на свой лад. Применительно к “Молодости” Давыдов вообще предлагает взглянуть на место действия фильма с точки зрения чистилища. Отсюда порой возникающая давящая атмосфера безнадеги, пробирающая до корней волос этническая музыка, которая начинает играть по ночам, а также странное демоническое насекомое, преследующее главного героя. То ли муха, то ли жук, то ли жужелица. И самое главное: ни режиссер, ни сценаристы не раскрывают главный секрет своего персонажа – что же он все время показывает встречающимся ему жителям деревни. Каждый раз камера теряет из кадра главного героя, обращая внимание на зрителей таинственного действа, за пределами нашего взора происходит что-то любопытное. Причем все по-разному реагируют на эту диковинку.
По итогу “Молодость” стала очень важной картиной режиссера Дмитрия Давыдова с точки зрения изучения его фильмографии. Вписывающееся в общую канву лент о Якутии, общее настроение истории лишено фатальной драмы и трагедии. Надежда на что-то хорошее продолжает теплиться, казавшаяся безысходность растворяется в открытом финале работы, несмотря на присутствие порой мистической безнадеги. Это знак, что Дмитрий начинает меняться, начинает работать с жанрами и сюжетами. Грядущая работа, посвященная русской деревне, где изменена уже и локация, только подтверждает эволюцию кинодела. Теперь осталось понять, что это будет на самом деле – прогресс или регресс для его карьеры, простит ли ему публика уход от исключительно якутских мотивов?
Сюжет
Когда ты молод – море по колено. Ты готов штурмовать любые преграды. Так и главный герой Васька решил покинуть родную деревню ради яркой и красивой жизни в большом городе. Семья, дети, работа – и вот уже до старой жизни нет и дела. Родители, родственники, друзья, соседи – кому они нужны, когда все у тебя в жизни итак хорошо.
20 лет жизнь течет прекрасно, а потом происходит крушение. У Васьки все пошло под откос: развелся с женой, детей не видит, с работой беда. Тут он понимает, что не нажил в городе за этот продолжительный отрезок времени никого, кто был бы ему близок и кто бы помог. Настала пора блудному сыну вернуться в родные пенаты. Но нужен ли он там кому-либо?
Родители умерли, а он даже не побывал на похоронах; одноклассники разъехались или обрели свою жизнь в деревне со своими заботами и делами – до пришлого и забытого школьного друга уже мало кому есть дело. Ваське никто не рад. Сходу он получает по голове от дерзкой молодой компашки, оказывается в отделении полиции, и только старый знакомый участковый признает некогда шального мальчишку в этом пополневшем мужике, одетом в непривычную для местных кожаную куртку.
Дом родителей в запустении, работа находится только в котельной. Оптимизма не добавляет и тот факт, что Ваську преследует подозрительный сосед с помутившимся рассудком, требующий от него вернуть одолженный мотоцикл. Оставшиеся родственники холодны к забывшему когда-то свою семью родственнику, корят за нерадивое отношение к родителям и советуют особо к ним не захаживать.
Тоска и пустота, обретенная еще в городе, только усиливаются в месте, которое Васька раньше называл домом. Больше это не дом, все здесь чужие, и он чужой. Обрубив все связи много лет назад, спалив все мосты, непонятно, на что надеялся этот бедолага. Как говорится: если ты плюнешь на толпу – толпа утрется, если толпа плюнет на тебя – ты утонешь. Васька потонул в равнодушии и безразличии, которые фактически сам и породил. Родная деревня вернула ему должок, и главный герой вынужден был сбежать.
Информация о фильме
Оригинальное название: «Молодость»
Год: 2022
Жанр: комедия, драма
Режиссер: Дмитрий Давыдов
Оператор: Николай Петров
Сценарист: Дмитрий Давыдов
Актеры: Альберт Алексеев, Анатолий Стручков, Елена Маркова, Павел Ченянов