Летом 2017 года Дэниел Дэй-Льюис удивил всех своим заявлением о завершении карьеры. Он сделал это через своего представителя и без раскрытия причин. Событие действительно удивительное, потому что из большого кино редко уходят по своему желанию. Деньги и слава быстро делают людей своими заложниками, но только не в случае с Дэй-Льюисом.
Его вообще сложно сравнивать с коллегами по цеху. У Дэниела три «Оскара» за лучшую мужскую роль – такого количества высших премий Американской киноакадемии нет больше ни у кого. Журнал Time в 2013 году внес актера в сотню наиболее влиятельных людей в мире. И в то же время Дэниел Дэй-Льюис остается добровольным затворником – он живет уединенно, почти не дает интервью и редко появляется на публике.
Содержание
- Аристократ по рождению и актер по призванию
- Большое кино
- Еще две статуэтки
- Уходы и возвращения
Аристократ по рождению и актер по призванию
Дэниел Дэй-Льюис родился в 1957 году в Лондоне в аристократической семье. Театром он начал увлекаться еще в раннем детстве – все начиналось с представлений для родителей, устраиваемых вместе с сестрой. В те годы его любимым фильмом был «Кес» великого Кена Лоуча.
Жизнь Дэниела перевернулась со смертью отца. 13-летнего парня выгнали из элитной школы за хулиганство, а в новом учебном заведении он стал членом молодежной банды. Именно в этот момент Джон Шлезингер искал типичных «уличных» ребят для своего фильма «Воскресенье, проклятое воскресенье». Он и стал дебютом Дэй-Льюиса, который после этой роли оказался в Королевской шекспировской труппе.
Большое кино
По-настоящему Дэниел Дэй-Льюис дебютировал в кино в 1982 году, когда на экраны вышел фильм-автобиография «Ганди», снятый Ричардом Аттенборо. После этой и еще нескольких работ актера заметили и, наконец, в 1988 году ему дали главную роль. Дэниел блестяще сыграл Томаша в фильме «Невыносимая легкость бытия», снятом Филиппом Кауфманом.
Уже в следующем году Дэй-Льюис получил свой первый «Оскар» за роль инвалида в фильме «Моя левая нога». Для вхождения в образ он посещал специализированную клинику и завел дружбу с несколькими людьми с ограниченными возможностями. Из образа Дэниел не выходил даже за пределами съемочной площадки – настолько он вживался в роль. По слухам, из-за неудобной позы в инвалидной коляске актер даже сломал два ребра. Однако данного факта Дэй-Льюис не подтверждает.
К этому времени у Дэниела Дэй-Льюиса сформировались основные принципы работы. Он исповедует систему Станиславского. Для подготовки к роли актер с легкостью жертвует колоссальным количеством времени и здоровьем. Дэй-Льюиса называют одним из величайших актеров в истории, и при этом в его активе нет даже трех десятков ролей. Он очень тщательно выбирает проекты – пауза между фильмами у него обычно составляет 3-5 лет.
Чтобы быть органичным на съемочной площадке, Дэй-Льюис действительно проживает жизнь своих героев. Приведем лишь несколько примеров того, как он это делает:
- Для исполнения роли Соколиного глаза в «Последнем из могикан» (1992) актер набрал значительную мышечную массу и научился выживать в лесу. Он освоил свежевание животных и носил с собой винтовку до окончания съемок;
- Для перевоплощения в ирландца с тяжелой судьбой в картине «Во имя отца» (1993) Дэниел стал перед камерой говорить с ирландским акцентом, а после работы на площадке отправлялся в тюремную камеру. Остальных участников съемок он заставлял оскорблять себя и поливать холодной водой;
- Чтобы войти в роль аристократа в фильме «Эпоха невинности» (1993), актер в течение 2 месяцев носил одежду 19-го века, цилиндр и трость;
- Когда Дэниела убедили сняться в «Бандах Нью-Йорка», он начал подготовку в своеобразной манере. Для этого актер достаточно долго проработал мясником в одном из лондонских магазинов, а также занялся изучением исторических источников. Во время съемок он заболел пневмонией и отказался от врачебной помощи, ведь в описываемые в картине времена антибиотиков не было.
Еще две статуэтки
Для многих зрителей главная работа Дэниела Дэй-Льюиса – это именно Билл «Мясник» Каттинг из Нижнего Манхэттена. Актер был крайне убедителен и харизматичен, и мало кто видел другого кандидата на «Оскар» за лучшую мужскую роль в 2003 году. Однако премию неожиданно отдали 29-летнему Эдриену Броуди за «Пианиста».
Сам Дэй-Льюис не ставит цели получить больше наград. Он играет не для этого, а желанные почти для всех призы называет «дурацкими статуэтками». И все же «Оскары» ему дают. Вторая награда досталась актеру за фильм «Нефть» (2007), третья – за «Линкольна» (2012).
Уходы и возвращения
В конце 1990-х годов Дэниел Дэй-Льюис рассказал о своей усталости от кино и желании вернуться к давнему хобби – обработке дерева. Он уехал жить в Италию, начал там изучать обувное ремесло и подрабатывать сапожником.
Общественность достаточно долго не знала, где именно живет актер и чем занимается. Из этого затворничества Дэй-Льюиса тогда вытащил Мартин Скорсезе, которому стоило больших трудов убедить его сыграть в «Бандах Нью-Йорка».
Нынешний уход Дэниела Дэй-Льюиса из профессии может стать окончательным – актеру уже 60 лет. Однако надежды на появление стоящего проекта, который его заинтересует, остаются. А пока последним фильмом Дэй-Льюиса можно считать «Призрачную нить», мировая премьера которой состоялась в ноябре 2017 года. В России релиз фильма состоялся 15 февраля 2018 года.
Критики высоко оценили работу Дэниела Дэй-Льюиса в «Призрачной нити», где он играет лондонского кутюрье, ставшего знаменитым в середине прошлого века. Его внесли в список номинантов на получение премии BAFTA в качестве лучшего актера, но награды он не получил. Аналогичная ситуация сложилась с “Золотым глобусом” и “Оскаром”.