В первую очередь хочется заклеймить позором российских прокатчиков, которые полтора года разглядывали потенциал хоррора “Дом на другой стороне”. И самыми смелыми оказались представители Disney в России. Как можно было пропустить столь качественный и завораживающий фильм ужасов, оставляя его на откуп “пиратским студиям”, которые уже давно перевели картину и зарелизили в сети?! Если это было сделано намеренно, в целях представить картину в кинотеатрах как можно более широкой посткоронавирусной аудитории, то так и быть, можно частично простить. В противном же случае отговорки не принимаются, ведь режиссер картины Дэвид Брукнер и его команда сняли первоклассный хоррор достойный самого Альфреда Хичкока.
Содержание
- На что похож фильм
- Сюжет
- На чем основан успех
- Информация о фильме
На что похож фильм
Памятуя о том, что фильмы ужасов уже давно изобрели, разобрали по атомам, изучили вдоль и поперек, стоит ожидать, что каждая новая страшилка является отсылкой, плодом вдохновения, пародией или сами придумайте как называть на уже выпущенные киноленты. И здесь нужно учитывать сразу два контекста: чем вдохновлялись создатели и на что это похоже на самом деле. И начнем, пожалуй, со слов самих создателей.
“Я также черпал вдохновение в таких замечательных хоррор-романах как «Поворот винта» и «Дом листьев», в обоих из которых присутствует схожий тип безумия”, – говорит режиссер Дэвид Брукнер.
“Несколько моих самых любимых фильмов относятся к этому жанру, хотя я и не считаю себя ярой поклонницей фильмов ужасов. «Ребенок Розмари», «Сияние», французский фильм «Дьяволицы», «Люди-кошки» и так далее. А в детстве я обожала фильм «Призрак дома на холме» режиссёра Роберта Уайза”, – слова исполнительницы главной роли Ребекки Холл.
“Мне очень понравился фильм «Телекинез» и фильм «Скрытое», обожаю фильмы с главными женскими ролями”, – признается актриса Сара Голдберг.
Перед этим Брукнер вполне открыто говорил, что в процессе производства “Дома на другой стороне” его весьма впечатлили и вдохновили картины “Отвращение” Романа Полански, “Черный лебедь” Даррена Аронофски, “Персональный покупатель” Оливье Ассаяса и, внимание, “Бабадук” Дженнифер Кент.
Весьма разрозненная подборка, но если начинать приглядываться к деталям “Дома на другой стороне”, то можно отыскать частички из упомянутых фильмов: где-то взят типаж героини, где-то подсмотрена психоделическая атмосфера, а откуда-то заимствован сам стиль повествования, гнетущая обстановка.
Взять упомянутое “Сияние” Стэнли Кубрика. Да, можно рассмотреть схожие приемы по нагнетанию напряжения, пугающую ауру окружающей природы, которая не проявляет никаких дружественных флюидов по отношению к персонажам, но реальное совпадение – это женский персонаж. Мимика Ребекки Холл, которую лучше всего рассмотреть на крупных планах, это же ни что иное как игра Шелли Дюваль в роли Венди Торренс. Сходство просто сумасшедшее.
А как насчет “Бабадука”? Главный антагонист – мистическая сущность, прячущаяся за силуэтами комнатного интерьера, это же в определенной степени интерпретация того самого Бабадука, приходящего за плохо ведущими себя детишками. Подобные сходств с другими кинолентами можно искать бесконечно. “Дом на другой стороне” напичкан различными реферансками, но не перебарщивает с отсылками, оставаясь уникальным и самодостаточным.
Поищем сходства и со зрительской стороны. Изначально краеугольной темой “Дома на другой стороне”, как упоминается в открытых источниках, стала история формата “А все ли мы знаем о наших любимых?” Сама по себе эта концепция уже наскучила, примеров ее реализации сходу приходит немало: “Темная сторона” Генри Джейкобсона (попадание образа страдающего от позывов к насилию ключевого мужского персонажа пугающе точное), “Человек-невидимка” Ли Уоннелла (жена узнает, каким монстром оказался ее умерший муж) и т.д. Но у Брукнера получилось значительно разнообразить надоевшие клеше и представить историю в более запутанном и интригующем русле.
Сама Ребекка Холл неистово напоминала мне актрису из “Другой” Ли Кронина, Шану Керслэйк. Я, признаться, действительно перепутал девушек и ложно искал сравнения между двумя картинами. Объективно, сходств кроме мрачной атмосферы почти не оказалось, но все же игра актрис имела в себе общие черты, явно прослеживаются едва уловимые идентичные детали в мимике Ребекки и Шаны. Что волей-неволей возвращает нас к образу Венди Торренс.
А главный монстр “Дома на другой стороне” своей игрой силуэтов напомнил заодно и Горбуна из вселенной “Заклятия”. Эдакий бесформенный, безликий палач, жадно протягивающий свои безобразные руки к очередной жертве. Кстати, нельзя забывать и про мрачный заброшенный дом, откуда и исходило корневое зло фильма, не отсылка ли это к “Ведьме из Блэр”?
Сюжет
Бет и Оуэн счастливы в браке, их идиллия подкреплена финансовым достатком, который позволил приобрести потрясающий дом на берегу озера. Казалось бы, что может пойти не так? Но эту приторную историю прерывает неожиданное самоубийство Оэуна.
Бет у недоумении. Что могло побудить вполне себе адекватного человека закончить свои дни выстрелом в голову? Бесконечные размышления девушки прерываются загадочными событиями. Она ощущает, что дух Оуэна не покинул дом и старается наладить с женой связь. Все это подкрепляется пугающими снами, которые не отличить от реальности. И в центре всех этих снов – загадочный дом на противоположной стороне озера.
Еще недавно не находившая себе покоя Бет вовлекается в собственное расследование причин самоубийства Оуэна и натыкается на не самые приятные для себя подробности. Сначала в телефоне мужа она находит фотографии других женщин, затем выясняется, что Оуэн втайне от нее строит дом, представляющий собой зеркальную проекцию их нынешней обители. Тут же всплывают подозрения в измене, а венцом всех посмертных откровений о муже стали найденные факты, напрямую указывающие, что Оуэн – серийный маньяк-убийца. Как бы странно это ни звучало, но это еще полбеды, так как Оуэном управляло существо из потустороннего мира, отчаянно желающее заполучить душу и тело Бет.
На чем основан успех
Жанровый стереотип одиноко стоящего дома, наводящего страх, присутствует в 9 из 10 фильмов ужасов. И, казалось бы, придумать что-то сверхъестественное и оригинальное практически невозможно. Но Брукнер ухитрился попугать аудиторию, сделав акцент не на лужах крови и ужасном монстре, кровожадно смотрящего на свою жертву. Саспиенс, звуки, музыкальное сопровождение и восхитительный прием использования парализующего сознание образа мистической злой силы, которая выступает то в роли тени, то в роли комбинации угловатых деталей интерьера, что в совокупности рисует в сознании зрителя образ верховного зла, чуть ли не Люцифера.
И во всей этой атмосфере неподдельного ужаса важной задачей режиссера было рассказать трагическую историю овдовевшей женщины, которая большую часть экранного времени присутствует в кадре одна. Необходимо было выбрать актрису, которая бы привлекала и сохраняла на протяжении всего фильма внимание зрителя не смазливыми чертами лица и не своими пышными формами, а тончайшей и одновременной ярчайшей игрой, отображением разрозненной гаммы смешанных чувств. Это безумно сложно переходить от уровня крайней степени отчаяния до ощущения зарождающейся надежды, затем примерять на себе каменное лицо обиженной супруги, у которой закрались сомнения в искренности и верности погибшего мужа, и попутно вновь и вновь приходить в ужас от происходящих вокруг паранормальных событий. Все это отменно получилось изобразить Ребекке Холл.
Поэтому в полной мере можно говорить о том, что успех “Дома на другой стороне” имеет составную основу: первая часть ее – безусловно режиссерская работа Дэвида Брукнера, который сумел собрать на съемочной площадке первоклассную команду и сам в полной мере проявить свой кинематографический талант; вторая часть – бесподобная Ребекка Холл, без участия которой картина не обрела бы своей аутентичности, некого шарма. Ведь сильного женского персонажа нужно суметь сыграть, отразить особенности стойкого и несломленного характера. Для этого мало махать ресницами словно бабочка и растягивать до ушей глянцевую улыбку. Все должно быть к месту. Одна сцена общения Бет с любовницей мужа стала квинтэссенцией игры Ребекки Холл: непробиваемое лицо, четко построенная речь и при этом в мимике читается пылающее внутри негодование, злость, обида и главное страх.
Принимая в расчет все выше сказанное, приходится вновь возвращаться к поднятой в самом начале теме, к российским прокатчикам. Неужели вы не разглядели всего этого в “Доме на другой стороне”, неужели всего вышесказанного мало? А что там, кстати, было в прокате в январе 2020? Ааа, “Вторжение” Бондарчука. Ну-да, ну-да, зачем была нужна Ребекка Холл, когда можно было насладиться блокбастером с рейтингом в 5.7 из 10 на Кинопоиске?
Информация о фильме
Оригинальное название: The Night House
Год: 2020
Жанр: ужасы
Режиссер: Дэвид Брукнер
Оператор: Элиша Кристиан
Сценаристы: Бен Коллинз, Люк Петровски
Актеры: Ребекка Холл, Сара Голдберг Вонди Куртис-Холл, Эван Йоникит, Стэйси Мартин, Дэвид Эбельс, Кристина Джексон, Патрик Клейн, Кристал Сванн, Катрин Уайднер