Его звали Дюк. Жизненный путь «короля вестернов» Джона Уэйна

Его звали Дюк. Жизненный путь «короля вестернов» Джона Уэйна

Его звали Дюк. Жизненный путь «короля вестернов» Джона Уэйна

Один из самых узнаваемых лицедеев Соединенных Штатов, член четырех масонских лож и звезда черно-белых вестернов, в среднем снимавшийся в пяти фильмах за год. Джон Уэйн, в детстве одареный прозвищем Дюк – великий притворщик, гордый патриот и чуть ли не самый востребованный актер эпохи раннего звукового кино. Его почитали и стыдились, ставили в пример подрастающему поколению и люто презирали, в особенности сторонники левого политического крыла.

Роли Уэйна до сих пор разбирают в киношколах, даже несмотря на то, что первый и единственный «Оскар» большой Джон получил только за девять лет до своей безвременной кончины. Его биография – насыщенная событиями авантюрная повесть, о которой нашему авторскому коллективу не терпится вам рассказать. Заряжайте револьверы, джентльмены. Поездочка намечается жаркая.   

Содержание

  • Детство и первые работы в кино
  • Золотой век
  • Все не без греха
  • Финальный аккорд
  • Полнометражные фильмы с Джоном Уэйном
Актер Джон Уэйн - Каменный лес Stone Forest

Детство и первые работы в кино

Будущий актер родился в провинциальном городке Уинтерсет, штат Айова, весной 1907-го. Его родители, строгие протестанты, нарекли малыша Мэрионом Робертом Моррисоном. Малец, воспитанный в семье ветерана Гражданской войны, исправно посещал занятия в местной школе и частенько пропадал на спортивной площадке. Кстати, Дюком его нарекли в честь эрдельтерьера, вместе с которым пацаненок постоянно шатался по улицам. В те годы атлетически сложенный парень с идеальными манерами и думать не думал о свете софитов и ковбойских нарядах – Мэрион только и мечтал, что продолжить военную династию, став лихим «морским котиком».

Однако в Военно-морскую академию США юношу не приняли. На выручку пришло увлечение американским футболом: круглого отличника, президента класса и знойного рубаху-парня наградили спортивной стипендией в Университете Южной Калифорнии. Что в середине двадцатых, что в наши дни, приверженность спорту остается весомым аргументом при распределении денежных пособий для покрытия затрат на высшее образование. Вооруженный довольствием 280 долларов в год, будущий Джон Уэйн отучился всего два курса и бросил ВУЗ. Всему виной стал критический перелом плеча во время катания на серфинге. С таким увечьем юноша не мог отстаивать честь университетской сборной и потому автоматически лишался права получать стипендию.

Оказавшись на улице с кучей долгов перед студенческим братством и администрацией кампуса, Мэрион неустанно искал работу, пока его не спас Том Микс – звезда немого кино и по совместительству ярый болельщик, часто мелькавший на студенческих лигах. Чудесным образом вчерашний голодранец оказался на съемочной площадке, где четыре года чередовал должностные обязанности реквизитора и статиста.

Только к 1930-му пареньку, перебивающемуся либо в массовке, либо на эпизодах, доверили главную роль в вестерне «Большая тропа» – феноменальном по меркам тех лет проекте стоимостью два миллиона долларов и снятом в широкоэкранном формате 35-мм. Фильм провалился в прокате, однако именно этот опыт открыл Мэриону дорогу к большому кино. К слову, невесть откуда взявшееся прозвище Джон Уэйн прилипло к актеру как раз во время производства «Тропы».


Золотой век

Следующие девять лет Уэйн играл в вестернах категории «Б». Попутно он подрабатывал каскадером, пробовал себя на ролях «поющих ковбоев» и неустанно практиковался в изображении крутого ганслингера. В эти моменты Джон подражал повадкам делового партнера Тома Микса по имени Уайет Эрп, известного маршала времен Дикого Запада. На площадке Уэйн подружился с легендарным режиссером Джоном Фордом, который впоследствии вызволит Джона из кабалы грошовых фильмов, восхваляющих романтику кольта и фронтира.

В 1939 году Форд выпускает «Дилижанс» – революционный вестерн, предлагавший зрителям не только любоваться круто сваренными перестрелками с апачами и погонями по прериям, но и пронаблюдать за комплексными отношениями разномастных главных героев, среди которых сильнее всех выделялся альтер-эго Джона Уэйна. Сыгранный им брутальный фермер Малыш Ринго отличался от коллег прямотой и честным взглядом типичного сельского мужика, что не могло не приглянуться изголодавшимся по харизматичным простакам американским обывателям.


После такого громогласного успеха заполучить Уэйна хотел практически каждый уважающий себя продюсер. Он снимался в эпичной «Красной реке» Говарда Хоукса, мелодраматичной «Черной команде» Рауля Уолша и в «В седле» Эдвина Л. Марина. Джон не забывал и о своем товарище Форде, вместе с которым они поставили хрестоматийные вестерны «Форт Апачи» и «Три крестных отца». Кроме того, лицедей активно светил лицом в военных лентах, призванных воспитать патриотические чувства у потенциальных бойцов-добровольцев.

Препирания Дюка с Министерством Обороны США в период Второй мировой – это отдельная повесть. Тридцатичетырехлетняя звезда экрана изо всех сил боролась с вышестоящими инстанциями за право защищать интересы родной страны с оружием в руках. К сожалению, ни возраст, ни травмы, полученные в отрочестве, не позволили актеру нацепить на себя солдатскую форму. Джон действительно хотел пойти на войну, и об этой неудаче вспоминал с горечью до самой смерти. Единственное, чем Уэйн мог поддержать ребят на тихоокеанском фронте, так это гастролями по госпиталям и съемками в батальном кино.


Все не без греха

В свет уже вышли культовые «Искатели» и «Рио-Гранде», «Кавалеристы» и «Аламо», «Самый длинный день» и «Человек, который застрелил Либерти Вэланса». В послевоенные годы Уэйн продолжал появляться в вестернах Джона Форда, бегать по изрытому немецкой артиллерией пляжу Омаха и щеголять перед камерой в начищенной до блеска форме офицеров армии Севера.

Гонорары так и сыпались на голову рослого красавца: он выкуривал по шесть пачек сигарет в день, залпом высаживал целую бутылку виски и был большим любителем сорвать съемки из-за чрезмерных объемов принятого на грудь зелья. По слухам, даже водил романы с Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд. Впрочем, «официальная» личная жизнь Уэйна и без того кипела вовсю: он трижды побывал в браке и в общей сложности вырастил семерых детей.


Чем ближе папарацци подкрадывались к «королю вестернов», тем больше отрицательных черт его характера становились достоянием общественности. Он прослыл видным расистом, сексистом и гомофобом, чей гипер-патриотизм выбешивал всех вокруг. Он скандировал антикоммунистические лозунги и унижал демократов, что ни в коем разе не радовало Фрэнка Синатру, Кирка Дугласа и Монтгомери Клиффа. Он поддерживал кабинет Никсона, одобрял войну во Вьетнаме и даже снялся в парочке пентагоновских «агиток», восхваляющих массовое истребление партизан в джунглях чуть севернее Сайгона. Его называли нацистом, шовинистом и политической проституткой, но при всем при этом Уэйн никогда не терял лица перед объективом кинокамеры и в каждом новом проекте располагал к себе публику всех возрастов. Как ни крути, а дядя Джон считался эталоном мужественности и воплощением непокорного духа отцов-пилигримов, которые самоотверженно завоевывали неосвоенные земли западных Штатов двести с лишним лет назад.

Шутка ли, но на закате карьеры Джон даже умудрился сыграть Чингисхана в фильме «Завоеватель» 1956 года выпуска. То, что изначально позиционировалось как эпическое историческое полотно, на деле оказалось одним из самых провальных и постыдных проектов за всю историю существования Фабрики Грез. Наблюдать за тем, как наряженный в псевдомонгольское одеяние Дюк скачет на лошади по степным территориям Юты невозможно без смеха и слез. Однако даже подобный провал не отменяет главного: Джон Уэйн всегда остается Джоном Уэйном, ибо внешние данные и природный железный напор никогда не противоречили тому, что он изображает в кино.


Финальный аккорд

Как ни прискорбно, но пристрастие к табаку и алкоголю пагубно отразилось на здоровье Уэйна. В середине шестидесятых звезде диагностировали рак легкого, только справившись с которым, врачи обнаружили у Джона онкологию желудочно-кишечного тракта. За это десятилетие Дюк успел перенести операцию на сердце, удаление ребра и великое множество осложнений, которые, тем не менее, не отгородили его от любимого ремесла – он продолжал сниматься в фильмах старой закалки с поистине титаническим рвением.

Уэйна не стало 11 июня 1979 года. Его пылкий нрав и противоречивые убеждения так и норовили поставить крест на карьере, особенно в эпоху Нового Голливуда, когда стареющие студийные лицедеи вынужденно уступили бразды правления молодым артистам из народа. За душой Дюка скопилось немало грешков, однако глупо отрицать тот неоценимый вклад, что он внес в американский кинематограф. На его работах выросло ни одно поколение патриотов, а ценности, что он проповедовал в массы, благоприятно влияли на шебутную молодежь. Уэйн – не самый выдающийся актер, но однозначно один из самых искренних и продуктивных стахановцев, что когда-либо озирались на нас с киноэкрана.

Однажды в фильме «Самый меткий» от Джона Уэйна потребовали выстрелить злодею в спину. Шестидесятидевятилетний Джон несколько раз прочитал сценарий и настоял на его тотальной переработке, так как за все свои сто шестьдесят фильмов он ни разу не атаковал плохих парней исподтишка. Только так, по его мнению, поступает настоящий мужчина и смелый ковбой – смотрит в лицо опасностям и никогда не лукавит, когда дело пахнет жареным. В этом был весь старина Дюк. Этим нам и запомнился легендарный Джон Уэйн.


Полнометражные фильмы с Джоном Уэйном

  • Слова и музыка (Words and Music) 1929
  • Большая слежка (The Big Trail) 1930
  • Обманщик (The Deceiver) 1931
  • Девушки требуют восхищения (Girls Demand Excitement) 1931
  • Воспитатель настоящих мужчин (Maker of Men) 1931
  • Аризона (Arizona) 1931
  • Распря на ранчо (The Range Feud) 1931
  • Три девушки потерялись (Three Girls Lost) 1931
  • Большая паника (The Big Stampede) 1932
  • Заколдованное золото (Haunted Gold) 1932
  • Поезд едет сквозь ураган (The Hurricane Express) 1932
  • Леди и Джентельмен (Lady and Gent) 1932
  • Оседлай его, ковбой (Ride Him, Cowboy) 1932
  • Тень орла (The Shadow of the Eagle) 1932
  • Техасский циклон (Texas Cyclone) 1932
  • Закон с двумя кулаками (Two-Fisted Law) 1932
  • Мордашка (Baby Face) 1933
  • Его личный секретарь (His Private Secretary) 1933
  • Жизнь Джимми Долана (The Life of Jimmy Dolan) 1933
  • Человек из Монтерея (The Man from Monterey) 1933
  • Наездники судьбы (Riders of Destiny) 1933
  • След в полыни (Sagebrush Trail) 1933
  • Где-то в Соноре (Somewhere in Sonora) 1933
  • Телеграф (The Telegraph Trail) 1933
  • Под небом Аризоны (Neath the Arizona Skies) 1934
  • Голубая сталь (Blue Steel) 1934
  • Граница без закона (The Lawless Frontier) 1934
  • Везучий техасец (The Lucky Texan) 1934
  • Человек из Юты (The Man from Utah) 1934
  • Одинокий всадник Рэнди (Randy Rides Alone) 1934
  • Звезда Пакер (The Star Packer) 1934
  • Сторонняя тропа (The Trail Beyond) 1934
  • Западная граница (West of the Divide) 1934
  • Всадник приехавший на рассвете (The Dawn Rider) 1935
  • Тропа в пустыне (The Desert Trail) 1935
  • Состязание без правил (Lawless Range) 1935
  • Новая граница (The New Frontier) 1935
  • Райский каньон (Paradise Canyon) 1935
  • Радужная долина (Rainbow Valley) 1935
  • Техасский террор (Texas Terror) 1935
  • Вперед на запад (Westward Ho) 1935
  • Конфликт (Conflict) 1936
  • Король реки Пекос (King of the Pecos) 1936
  • Беззаконные девяностые (The Lawless Nineties) 1936
  • Одинокая тропа (The Lonely Trail) 1936
  • Орегонская тропа (The Oregon Trail) 1936
  • Морские преступники (Sea Spoilers) 1936
  • Ветры пустыни (Winds of the Wasteland) 1936
  • Конец приключения (Adventure’s End) 1937
  • Адский городок (Born to the West) 1937
  • Калифорния прямо впереди (California Straight Ahead!) 1937
  • Я снимаю войну (I Cover the War!) 1937
  • Кумир толпы (Idol of the Crowds) 1937
  • Грабители дилижансов (Overland Stage Raiders) 1938
  • В одном седле (Pals of the Saddle) 1938
  • Ранчо Красной реки (Red River Range) 1938
  • Паническое бегство из Санта-Фе (Santa Fe Stampede) 1938
  • Восстание в Аллеганах (Allegheny Uprising) 1939
  • Пограничный горизонт (New Frontier) 1939
  • Ночные всадники (The Night Riders) 1939
  • Дилижанс (Stagecoach) 1939
  • Три техасских наездника (Three Texas Steers) 1939
  • Бандит из Вайоминга (Wyoming Outlaw) 1939
  • Зов крови (Dark Command) 1940
  • Долгий путь домой (The Long Voyage Home) 1940
  • Семь грешников (Seven Sinners) 1940
  • Обращение на запад (Three Faces West) 1940
  • Леди из Луизианы (Lady from Louisiana) 1941
  • Человек, которого предали (A Man Betrayed) 1941
  • Ковбой с холмов (The Shepherd of the Hills) 1941
  • Леди на ночь (Lady for a Night) 1942
  • Летающие тигры (Flying Tigers) 1942
  • В старой Калифорнии (In Old California) 1942
  • Питтсбург (Pittsburgh) 1942
  • Пожнешь бурю (Reap the Wild Wind) 1942
  • Снова вместе в Париже (Reunion in France) 1942
  • Негодяи (The Spoilers) 1942
  • В старой Оклахоме (In Old Oklahoma) 1943
  • Она решает рискнуть (A Lady Takes a Chance) 1943
  • На линии огня (The Fighting Seabees) 1944
  • В седле (Tall in the Saddle) 1944
  • Возвращение на Батаан (Back to Bataan) 1945
  • Дакота (Dakota) 1945
  • Сердце побережья Бэрбери (Flame of Barbary Coast) 1945
  • Они были незаменимыми (They Were Expendable) 1945
  • Безоговорочно (Without Reservations) 1946
  • Ангел и негодяй (Angel and the Badman) 1947
  • Магнат (Tycoon) 1947
  • 3 крестных отца (3 Godfathers) 1948
  • Форт Апачи (Fort Apache) 1948
  • Красная река (Red River) 1948
  • Найти «Красную ведьму» (Wake of the Red Witch) 1948
  • Боец из Кентукки (The Fighting Kentuckian) 1949
  • Пески Иво Джимы (Sands of Iwo Jima) 1949
  • Она носила желтую ленту (She Wore a Yellow Ribbon) 1949
  • Рио Гранде (Rio Grande) 1950
  • Горящий полет (Flying Leathernecks) 1951
  • Операция «Пасифик» (Operation Pacific) 1951
  • Большой Джим МакЛэйн (Big Jim McLain) 1952
  • Тихий человек (The Quiet Man) 1952
  • Хондо (Hondo) 1953
  • Небесный остров (Island in the Sky) 1953
  • Трудный путь (Trouble Along the Way) 1953
  • Великий и могучий (The High and the Mighty) 1954
  • Кровавая аллея (Blood Alley) 1955
  • Морская погоня (The Sea Chase) 1955
  • Завоеватель (The Conqueror) 1956
  • Искатели (The Searchers) 1956
  • Пилот реактивного самолета (Jet Pilot) 1957
  • Легенда о потерянном (Legend of the Lost) 1957
  • Крылья орлов (The Wings of Eagles) 1957
  • Варвар и гейша (The Barbarian and the Geisha) 1958
  • Рио Браво (Rio Bravo) 1958
  • Кавалеристы (The Horse Soldiers) 1959
  • Аламо (The Alamo) 1960
  • К северу от Аляски (North to Alaska) 1960
  • Команчерос (The Comancheros) 1961
  • Хатари! (Hatari!) 1962
  • Война на Диком Западе (How the West Was Won) 1962
  • Самый длинный день (The Longest Day) 1962
  • Человек, который застрелил Либерти Вэланса (The Man Who Shot Liberty Valance) 1962
  • Риф Донована (Donovan’s Reef) 1963
  • МакЛинток! (McLintock!) 1964
  • Мир цирка (Circus World) 1964
  • Величайшая из когда-либо рассказанных историй (The Greatest Story Ever Told) 1965
  • По методу Харма (In Harm’s Way) 1965
  • Сыновья Кэти Элдер (The Sons of Katie Elder) 1965
  • Откинь гигантскую тень (Cast a Giant Shadow) 1966
  • Эльдорадо (El Dorado) 1966
  • Военный фургон (The War Wagon) 1967
  • Зеленые береты (The Green Berets) 1968
  • Адские бойцы (Hellfighters) 1968
  • Настоящее мужество (True Grit) 1969
  • Непобежденные (The Undefeated) 1969
  • Чизам (Chisum) 1970
  • Рио Лобо (Rio Lobo) 1970
  • Большой Джейк (Big Jake) 1971
  • Ковбои (The Cowboys) 1972
  • Жестяная звезда (Cahill U.S. Marshal) 1973
  • Грабители поездов (The Train Robbers) 1973
  • МакКью (McQ) 1974
  • Брэнниган (Brannigan) 1975
  • Рустер Когберн (Rooster Cogburn) 1975
  • Самый меткий (The Shootist) 1976

*в материале использованы изображения с фотостока Depositphotos.

casibom casibom giriş casibom casibom giriş glucotrust
casibomcasibomcasibomcasibom güncelcasibom girişcasibom güncel girişcasibom güncel girişcasibomhttps://casibom-tr.info/https://www.unika.ac.id/casibom girişcasibommarsbahis giriş