Сюрреалистичный и противоречивый режиссер Терри Гиллиам

Сюрреалистичный и противоречивый режиссер Терри Гиллиам

Режиссер Терри Гиллиам сочетает в своих работах реальность с воображением. Сновидения для него – тот путь, который способствует взаимодействию между двумя мирами. Терри любит широкоугольные объективы, которые искажают лица его персонажей, но также добавляют огромное количество деталей в кадр. Его сценарии полны личных тем, любви к истории, неприязни к бюрократии и многими другими отсылками. Начавший карьеру в «Монти Пайтон», Гиллиам снял такие картины, как «Король-рыбак», «Двенадцать обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и «Воображариум доктора Парнаса».

Содержание

  • Терри Гиллиам в «Монти Пайтон»
  • Фильмы Терри Гиллиама
  • Борьба с Голливудом
  • Незавершенные проекты
  • Знаковые фильмы 1990-2000-х годов
  • Терри Гиллиам и Хит Леджер
  • Поздние работы

Терри Гиллиам в «Монти Пайтон»

Terrence Vance Gilliam родился в 1940 году в Миннеаполисе, штат Миннесота. Его семья жила на сельской окраине города в течение 11 лет, а затем переехала в Калифорнию. Близость Голливуда усилила раннее увлечение Гиллиама кино, который питался научной фантастикой и анимационными фильмами. Хотя он окончил Оксидентал-колледж по специальностям в области физики и политики, параллельно Терри увлекался иллюстрацией, что определило его дальнейшую карьеру. Студент работал редактором сатирического журнала Fang, а затем переехал в Нью-Йорк, где получил должность помощника редактора в журнале Харви Куртцмана «Help».

Терри Гиллиам в Монти Пайтон

Терри менял одну работу на другую, делая зарисовки для рекламы и продолжая трудиться на «Help». Тогда же он познакомился с Джоном Клизом. Когда журнал закрылся, Гиллиам отправился в Европу, в шутку объявив, что его «переводят в европейское отделение» журнала, которого на самом деле не существовало. Переехав в Англию, он устроился художником в детский сериал «Не крутите ручку настройки», который шел с 1967 по 1969 год. В нем также участвовали Эрик Айдл, Терри Джонс и Майкл Пэйлин. Все они в итоге стали культовой комик-группой «Монти Пайтон».

Первая работа Терри в мире кино была в качестве актера. Он появился в комедии 1969 года «Летающий цирк Монти Пайтона». Однако куда большая заслуга будущего режиссера состояла в концептуальном оформлении и анимационной части сериала. Спустя два года он выступил одним из сценаристов фильма «А теперь нечто совсем иное». Амбициозная фэнтезийная работа Гиллиама идеально подходила для шоу, сделав его культовой британской программой.

Следующий прорыв произошел, когда на большой экран вышел «Монти Пайтон и Священный Грааль». Фильм стал первой работой Терри в качестве режиссера вместе с Терри Джонсом. Непочтительный взгляд на легенду об Артуре объединил повествовательный и визуальный сюрреализм с реалистическим подходом к средневековым мизансценам, стилю, поддерживаемому Гиллиамом в его сольном режиссерском дебюте «Бармаглот». Картина хоть и была основана на оригинальном стихотворении Льюиса Кэрролла из «Алисы в Зазеркалье», мало что имела с ним общего. Главный герой Деннис Купер, вынужденный отказаться от своих мечтаний из-за общественности, олицетворял ключевую озабоченность Терри – сокрушение личности бездушной системой.

Фильмы Терри Гиллиама

Продолжая работать с командой комиков, Терри написал сценарий к комедии «Житие Брайана по Монти Пайтону», а затем снял сказку «Бандиты во времени». В ней герой по имени Кевин живет фантастической жизнью в противовес конформистским, материалистическим ценностям своих родителей. Победа фантазии над реальностью, еще один любимый предмет Гиллиама, изложена в альянсе Кевина с шестью путешествующими во времени карликами, которых беспощадно преследует Верховное Существо, бессердечный создатель бюрократической вселенной. Действия происходят в тот же период времени, что и в «Бармаглоте».

Терри Гиллиам

Следующей работой стала «Страховая компания «Кримсон Перманент», короткометражный фильм, поставленный в начале «Смысла жизни по Монти Пайтону». В нем рассказывается о группе пожилых бухгалтеров и их восстании против корпоративной власти. «Смысл жизни» дебютировал в Каннах в 1983 году, где удостоился награды «Гран-при» от жюри. К Гиллиаму подошли представители студии Universal, что привело к заключению контракта и появлению самого амбициозного фильма «Бразилия».

Борьба с Голливудом

Сатирическая антиутопия «Бразилия» 1985 года подчеркивает видение общества режиссером. В нем доминируют цензура и бюрократия. Получился очень тревожный фильм, где главный герой Сэм Лоури (Джонатан Прайс) тщетно пытается вырваться из тисков тоталитаризма. Борьба Терри за сохранение несчастливого конца против желания продюсеров повысила статус и режиссера, и фильма. Он был награжден тремя премиями от Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, а также получил две номинации на «Оскара».

Во время съемок следующего своего фильма «Приключения барона Мюнхгаузена» Терри Гиллиам познакомился со своим кумиром Федерико Феллини. У них очень много общего, Терри, как и Феллини, полон решимости поставить свои собственные фантазии и личные навязчивые идеи на экране. Результатом стало масштабное исполнение классической сказки, включающей целую турецкую армию и путешествие на Луну. Однако «Мюнхгаузен», имея большой бюджет благодаря Columbia Pictures, погряз в долгах. Несмотря на признание критиков и номинации на четыре «Оскара», фильм вышел ограниченным тиражом и не окупил себя. Виной тому отчасти был характер режиссера. Он желал полного контроля над всеми этапами кинопроизводства. Открытая враждебность по отношению к студийной системе и Голливуду мешала работе.

Незавершенные проекты

В середине 1990-х Гиллиам и Чарльз Маккаун разработали сценарий для «Бандитов во времени 2», который так и не был создан из-за смерти нескольких актеров. Режиссер также пытался снять версию «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса, которая была отменена из-за разногласий по поводу бюджета и выбора ведущего актера. Затем Терри дважды пытался адаптировать комиксы «Хранители» Алана Мура и хотел снять фильм «Человек, который убил Дон Кихота», бюджет которого составлял 32,1 миллиона долларов. В первую неделю съемок у Жана Рошфора, играющего Дон Кихота, открылась грыжа межпозвоночного диска. Второй проблемой было наводнение, которое смыло съемочную площадку. Фильм был отменен, а страховой иск составил 15 миллионов долларов.

Терри Гиллиам в молодости

Несмотря на провал, прерванный проект привел к документальному фильму «Затерянные в Ла-Манче». Он рассказывал о съемках «Дон Кихота». После этого Терри и Джонни Депп, который должен был там сниматься, хотели оживить фильм. Страховая компания, участвовавшая в неудачной первой попытке, несколько лет удерживала права на сценарий, но производство было возобновлено в 2008 году. Лишь спустя 10 лет, после череды конфликтов и изменений, он вышел на экраны. Главные роли сыграли Адам Драйвер и Джонатан Прайс. Деппа уже не было.

Знаковые фильмы 1990-2000-х годов

В 1991 году Терри снял «Король-рыбак» с Джеффом Бриджесом и Робином Уильямсом. Картина о радиоведущем, который вступает в опасный диалог с психически неуравновешенным слушателем, собрала внушительную сумму в прокате. Однако особого внимания заслужил следующий фильм «12 обезьян» с Брюсом Уиллисом. Созданный на основе короткометражного фильма Криса Маркера «Взлетная полоса», он показывает путешествие во времени и безумие будущего.

В 1996 году Терри Гиллиам стал режиссером сценического шоу «Slava’s Diabolo» клоуна Вячеслава Полунина, а затем взялся за съемки «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Изначально режиссером картины, созданной по книге Хантера Томпсона, был Алекс Кокс. Но автору не понравилось его видение. После этого продюсерская компания предложила Терри. Ленту снова сопровождало множество споров со студиями, директорами и актерами. К счастью, сложный и сюрреалистический проект, как мы знаем, все же появился на свет.

Терри Гиллиам и Хит Леджер

В 2005 году вышел фэнтези-триллер «Братья Гримм» с Хитом Леджером и Мэттом Деймоном. Во время производства картины также были проблемы, начиная с конфликта со студией Metro-Goldwyn-Mayer и заканчивая проблемами с Гильдией сценаристов США и продюсером Харви Вайнштейном. Хотя фильм собрал неплохую сумму в прокате, его сильно критиковали. К тому же, в тот же год состоялась премьера «Горбатой горы» с Хитом, которая затмила другую его работу. Однако Терри продолжил работать с актером. Он начал снимать еще одну необычную ленту «Воображариум доктора Парнаса». К сожалению, Леджер умер до завершения съемок. Вместо того, чтобы отменить проект, Гиллиам пригласил на замену сразу трех актеров:

  • Джонни Депп;
  • Колин Фаррелл;
  • Джуд Лоу.

Поздние работы

Среди других фильм режиссера значатся картины «Страна приливов» снова с Джеффом Бриджесом и «Теорема Зеро» с Кристофером Вальцем и Тильдой Суинтон. Терри также снял короткометражные фильмы «Легенда Хэллоудеги» и «Целое семейство». Гиллиам иногда появлялся сам на экране, включая камео в комедии «9 месяцев строгого режима» и фэнтези «Восхождение Юпитер». Он дал голос персонажу картин «Все могу» и «Монстр из деревни Никс».

Сейчас 79-летний режиссер думает о новых проектах. Он женат на Мэгги Уэстон, визажистке, которая работала с Терри еще в 1970-е годы. В браке у пары родилось трое детей. Гиллиам по-прежнему гордится своим шедевром «Бразилия»: «Это будет на моем могильном камне», так же как и «Королем-рыбаком» и «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе»:

«Что я люблю … Что мне нравится в моих фильмах, большинство из них выдерживают испытание временем, возможно, они улучшаются. Может быть, я действительно винодел. Недавно мне пришлось взглянуть на «Страх и ненависть», потому что дистрибьютор выпустил новую версию со всевозможными дополнениями. И я сидел там и смотрел это … и я не мог поверить в то, что мы сделали. Я был как «кто сделал этот фильм?»… Джонни блистает как сумасшедший. Бенисио дель Торо блистает совершенно по-другому, и с ним вы никогда не знали, что будет дальше. И конечный результат, я просто обожаю это».