“Последняя дуэль” Ридли Скотта. Феминистическая повестка здорового человека

“Последняя дуэль” Ридли Скотта. Феминистическая повестка здорового человека

“Последняя дуэль” Ридли Скотта являет собой пример умелого симбиоза брутального исторического эпоса и романтической драмы. Одновременно гуру кинематографа представил публике и вариант следования феминистической повестке здорового человека. Рассказывая о сложной судьбе женского пола в отчасти дикарских условиях Средневековья, режиссер не перегибает с мужененавистничеством, хотя неслабо так подтрунивает над наигранной маскулинностью. Максимально объективно он рассказывает частную историю вопиющей несправедливости по отношению к супруге одного из знатных рыцарей, выкрутиться из которой чистыми и, главное, живыми было нонсенсом для тех времен.

Содержание

  • Жанр средневекового эпоса
  • Сюжет
  • Информация о фильме

Жанр средневекового эпоса

Кинотеатральными средневековыми эпосами трудно завлечь широкую аудиторию. Батальные сцены, в которых участвуют потные грязные и сумасбродные рыцари, вряд ли придутся по вкусу женской аудитории. В свою очередь приторные романтические истории и любовные похождения блудников и блудниц той эпохи оттолкнут мужской сегмент. Невероятно трудно совместить обе эти параллели, чтобы поддерживать интерес и мужчин, и женщин. Эталоном такого органичного сочетания жанров определенно стоит считать драму Пола Верховена “Плоть и кровь” 1985 года, главные роли в которой сыграли Рутгер Хауэр и Дженнифер Джейсон Ли.

В основе картины Верховена придуманная история, разворачивающаяся в средневековой Италии, а на фоне разразившаяся вспышка чумы, являвшаяся уже действительным историческим событием. Есть там место и битвам, и откровенно эротическим сценам, но картина при этом смотрится целостно, пробуждая интерес со стороны обоих гендеров. Чтобы суметь скомпоновать сценарий и визуал таким образом, Полу Верховену необходимо было использовать весь свой богатейший опыт. Съемочный процесс был столь напряженным, что в итоге стал последним для тандема Верховен-Хауэр. Режиссер и актер отлично ладили в профессиональном и личностном плане 15 лет, но после “Плоти и крови” сотрудничество прекратилось. И это при том, что фильм получился отменным, в том числе и с коммерческой точки зрения. При бюджете в $6,5 млн. он принес создателям $100 млн. в одних только США.

Имея такие вводные данные, мы прекрасно можем представить, какая сложная задача стояла уже перед другим признанным мастером режиссуры Ридли Скоттом. Хотя в определенной степени ему удавалось решать ее в своих предыдущих исторических эпосах: “Гладиатор”, “Исход”, “Робин Гуд”, “Царство небесное”. Но в основе тех картин лежали романтизированные и в какой-то степени мифологические истории, а здесь необходимо было на основе реальных событий неподдельно описать всю грязь Средневековья, чтобы понять контекст произошедшего с главной героиней горя.

Безусловно Скотту помогала в повествовании выбранная структура из трех историй, в каждой из которых главные действующие лица рассказывают свою версию произошедшего. Помимо того, что это помогает зрителю с точностью представить себе характер любого из персонажей, это одновременно помогает узнать перечень всех предрассудков, стереотипов и специфик поведения мужчин в темные времена, когда Европа только-только начинала расцветать и обращаться в культурную доминанту земного шара.

Обладая полученным набором знаний о нормах поведения и устоях общества, мы в полной мере становимся судьями. То есть на зрителя возложена особого рода ответственность, подчеркивая его значимость. Это целенаправленный прием режиссера, направленный на то, чтобы придать своей работе уникальности – зритель должен запомнить картину среди перечня жанровых аналогов. Стало быть, публика не то, что заинтересована, она принудительно вовлечена в процесс разбирательств.

Разбавляют эту коллаборацию Ридли Скотта и зрителей реалистичные сцены битв – для мужчин, а также мир светских сплетен и прелюбодейных перешептываний знатных разнузданных дам – это для женщин. Вкупе мы имеем предельную концентрацию внимания обоих полов, которым интересна не только кульминация и развязка истории, но и фон всего происходящего. Ведь нам еще нужно вынести вердикт вне зависимости от того, что творится на экране.

Дополнительного шарма картине придавало участие в проекте тандема Мэтта Дэймона и Бена Аффлека. Два лучших друга наконец-то снова поучаствовали в общем проекте в качестве актеров. Казалось, “Умница Уилл Хантинг” и “Девушка из Джерси” станут последними фильмами, в которых они появятся на экранах вместе. При этом Ридли Скотт умело распределил роли артистов, разведя их по планам, чтобы ничто не отвлекало внимание зрителей от сюжета картины и основной идеи. Ведь пересечения персонажей Аффлека и Дэймона в повествовании и без того заставляли максимально концентрировать внимание на их отыгрыше. Что было бы, если режиссер распределил главные роли между ними? В сюжет бы уже никто не вникал, фильм разбился бы на сценки с участием Мэтта и Бена, таким бы в итоге и запомнился.

Несмотря на напряженные сцены (актеры играли персонажей, которые друг друга недолюбливали), чувствовался мотив обоюдного подтрунивания. Аффлеку в этом отношении повезло больше, он играл роль могущественного графа Пьера д’Аленсона, родственника короля, а Дэймон хоть и примерил на себе образ знатного рыцаря, но все же находился в куда менее привилегированном положении, нежели граф. Поэтому Аффлеку удалось изощренно поиздеваться над бедолагой Дэймоном. Скорее всего, сей факт надолго стал поводом для шуток в кругу этих закадычных друзей.


Сюжет

Нет более непримиримых врагов, чем бывшие друзья. Именно на противостоянии некогда хороших приятелей Жана де Карружа (Мэтт Дэймон) и Жака Ле Гри (Адам Драйвер) и построена вся сюжетная линия. Драма соперничества заключается в том, что невинной жертвой в нем стала жена де Карружа Маргарита.

Было время, когда Жан и Жак хорошо ладили, плечом к плечу сражались на европейской арене боевых действий и всячески выказывали друг другу почет и уважение. Но случилось страшное: зависть. Жак Ле Гри благодаря своему прозорливому уму, глубоким познания по многим наукам, а также умению читать и писать попал в милость к влиятельному графу Пьеру д’Алансону, распоряжавшемуся всеми происходящими в регионе делами. И так случилось, что этот самый граф весьма недолюбливал де Карружа.

Получив признание у столь влиятельной персоны, Жак Ле Гри стал получать все больше власти, что невольно вызывало недоумение у де Карружа. Последний храбро и без колебания бросался в пожар войны по одному только знамению короля, сам был знатного происхождения и вот-вот должен был получить титул рыцаря. При том что финансовое состояние де Карружа оставляло желать лучшего, а сборщиком регулярных налогов для д’Алансона стал именно Ле Гри. Чтобы пополнить свою казну, де Карруж женится на дочери богатого феодала сэра Роберта Д’Тибувилля. Но тут обнаруживается одна загвоздка. Земли, которые должны были перейти де Карружу в качестве наследства, оказались перед этим переданы Ле Гри.

Жан де Карруж в бешенстве является к графу д’Алансону и высказывает ему все свои претензии. Злопамятный граф отправляет де Карружа куда подальше, чтобы потом передать пост капитана форта, десятилетиями принадлежавшего семье де Карружа, его бывшему другу – Жаку Ле Гри. Оскорбленный Жан решает судиться не только с Ле Гри, но и с д’Алансоном, после чего его отправляют воевать в Шотландию. Там де Карруж обретает титул рыцаря. Но главные события происходят дома во Франции.

Оказывается, Жак Ле Гри положил глаз на жену де Карружа. И вряд ли бы он позволил себе распутные действия в отношении нее, если бы не ухудшающиеся отношения с Жаном. В итоге, проецируя свою похоть, известную на всю округу, симпатию к Маргарите и желание отомстить Жану, Ле Гри врывается в жилище де Карружей и насилует хозяйку поместья.

Насилие на сексуальной почве по отношению к женщине в Средние века было чем-то вроде нормы, поэтому судебные заседания по таким делам происходили крайне редко. Но гордая Маргарита не готова принимать подобное оскорбление и не собирается молчать, как поступали до нее тысячи таких же униженных женщин, в том числе и знатного сословия. Ее единственная надежда на справедливое наказание для негодяя – поддержка мужа, который к тому же обрел статус рыцаря. Именно он может замолвить за нее слово и стать гарантом правдивости показаний на суде.

Жаль только, что суд в Средневековье вряд ли можно назвать справедливым. Здесь слово более знатного вельможи будет весомее, чем простого рыцаря. Поддержанный графом д’Аленсоном Жак Ле Гри заявляет о своей невиновности. Но созданный прецедент с участием жены как-никак рыцаря и широкая огласка происшествия вынуждают короля созывать суд и принимать по нему наиболее объективное по тем временам решение. И оно таково – будет дуэль между двумя мужчинами. Кто победит на ней, тот и говорит правду. Единственное, в случае победы Ле Гри его жертва в лице Маргариты будет сожжена заживо, как персона, оклеветавшая знатного господина. Пикантности ситуации придает тот факт, что Маргарита после изнасилования забеременела, чего с ней не происходило будучи в браке.

Униженную и оскорбленную женщину терзают противоречия и сомнения. Былая смелость постепенно уходит, желание отозвать обвинение и утешиться погружением в материнстве начинает преобладать. Но отступать уже поздно. Судьба четы де Карружей зависит от того, насколько крепка рука Жана и стоек его характер в битве с обидчиком семьи.

Информация о фильме

Оригинальное название: The Last Duel
Год: 2021
Жанр: драма
Режиссер: Ридли Скотт
Оператор: Дариуш Вольски
Сценаристы: Николь Холофсенер, Бен Аффлек, Мэтт Дэймон
Актеры: Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Харриет Уолтер, Бен Аффлек, Алекс Лоутер, Мартон Чокаш, Уильям Хьюстон, Оливер Коттон

Постер Последняя дуэль 2021