Где-то в закромах Министерства культуры, Фонда Кино и российского кинематографа хранится архивный список имен и фамилий легенд советского спорта, которые по очереди нужно осветить на больших экранах в целях просвещения и само собой пропаганды. На самом деле ничего страшного в этом нет, мешает другая проблема – в дополнительном столбце какой-то самодур ведет учет режиссеров, которым будет доверена работа над киноэкранизациями. И выбор этих режиссеров нельзя назвать справедливым.
Для понимания: фильм “Стрельцов”, о котором пойдет речь, доверили 28-летнему мальчишке Илье Учителю, получившему протекцию от своего отца Алексея. И если в случае с “Китобоем” протеже маститого режиссера Филипп Юрьев снял действительно потрясающий фильм, то вот родному сыну таких высот добиться не удалось. Да и кому вообще в голову взбрело доверить юнцу снимать фильм о такой противоречивой, яркой и сильной личности, как Эдуард Стрельцов?
Содержание
- Фильм не про Эдуарда Стрельцов
- Александр Петров
- Информация о фильме
Фильм не про Эдуарда Стрельцов
Начать стоит с того, что за работу Ильи Учителя должно быть стыдно его отцу. Именно он воспитал сына, который в кумире отечественных поклонников футбола разглядел героя комиксов. Он воспитал сына, который решил, что жизнь Стрельцова можно преподнести как ему захочется, но это не очередная экранизация графических романов DC Comics про Темного рыцаря, когда каждый кинодел видит свой образ Бэтмена. Знаете почему? Да потому что Эдуард Стрельцов – реальный человек.
Радует хоть, что сам Илья публично озвучил свои заблуждения в интервью каналу Россия 1:
“Наш фильм я бы назвал “Мифы и легенды о Стрельцове”. Я бы не говорил, что это действительно биографическое кино”.
Но плохо, что это не остановило его от съемок фильма о несуществующем человеке. Плохо, что взялся за создание истории, которой не могло быть место, что выбрал на главную роль актера, который никоим образом не отражает личность Стрельцова, а главное, что решил банально сорвать куш на имени культового спортсмена.
Компиляция разрозненных событий из жизни одного человека – вот на что похож фильм. Но невозможно раскрыть личность персонажа, обрисовав только яркие события и упростив характер героя. Примитивные диалоги, наигранное кривляние Петрова, нестыковки с реальными событиями – все это мешает смотреть, потому что в голове ты держишь мысль: “Ну, сейчас они расскажут миру про этого удивительного человека!” Не рассказали, не раскрыли, подменили.
В чем проблема была придумать вымышленного персонажа, назвать его другим именем и запустить весь этот водоворот событий на всю катушку? И проблем бы не было. Зрители бы говорили, что история героя основана на биографии легендарного Эдуарда Стрельцова, и художественный вымысел бы по-другому воспринимался.
Так мало того, что много напридумывали, так еще и упустили кучу перспективных этапов жизни футболиста, благодаря которым мы бы хоть что-то узнали о личности персонажа, кроме того что он “забивака”, “улыбака”, “выпивака” и “некомуняка”. Как насчет детства Стрельцова? Или его на фрезерском заводе научили в футбол играть? А как насчет 5 лет тюрьмы, которые у Учителя-младшего уместились в 2-минутную проходку по лагерю с выходом на свободу? Даже создатели сериала “В созвездии Стрельца” додумались про тюрьму рассказать, потому что вся драма человека был связана именно с этим периодом времени: от ареста до выхода на свободу. Он там между прочим чуть жизни не лишился, но про это лучше не упоминать в радужном и ярком фильм в стиле Marvel.
Перефразируя небезызвестного Василия Уткина, “Стрельцов” – хороший фильм, и актеры из фильма “Стрельцов” хорошие, все хорошо в фильме “Стрельцов”, только он не про Стрельцова.
Александр Петров
Честно, пройти мимо участия в проекте Петрова не выйдет. Хотел задвинуть, но не получилось. Ведь по-хорошему фильм еще в апреле должен был выйти. И там вот какая штука бы получалась – начиная с сентября 2019 года подряд почти без пауз на экраны кинотеатров выходили следующие фильмы с участием Петрова: “Герой” (сентябрь 2019), “Текст” (октябрь 2019), “Вторжение” (январь, 2020), “Лед 2” (февраль 2020). А тут бы еще в апреле “Стрельцов”, но самоизоляция спутала все планы.
Я ничего не имею против творческой деятельности Александра Петрова, но в 30 лет примерить на себе статус второго Безрукова или второго Хабенского, когда без артиста не обходится ни одна громкая премьера, это не совсем здорово для карьеры молодого актера. Говоря откровенно, надоел уже. Особенно, когда за такой короткий промежуток времени ты сталкиваешься с таким разнообразием персонажей. А играет он их всех одинаково, по-своему, по-петровскому. С менеджментом у него что ли плохо все или реально хочется ему всех этих персонажей играть, не знаю, но ведь есть еще и те, кто его утверждает на роли. И главное, те знали, что он снимался/снимается в фильме, который будет выходить в один и тот же сезон с их проектом. Но это же Петров, на него пойдут. Потому и утверждали.
Странно, как вообще Илья Учитель рассмотрел в Петрове Эдуарда Стрельцова. Что его выдало? Атлетизм? Худощавое тело Петрова говорит уверенное нет. Черты лица, мимика? Да нет, Петров похож на Петрова как всегда. Может какие-то уникальные футбольные навыки есть? Если и есть, то в фильме реального футбола почти и не было – сплошь крупные планы и тонна компьютерной графики. Саша, так может все дело в том, что это ты сам очень уж хотел получить эту роль? Бинго!
Вот что ответил актер на вопрос репортера ИА «Столица» о том, правда ли, что он мечтал сыграть Стрельцова:
“Да, я жил с этим ощущением несколько лет. Интуитивно понимал, что, наверное, все рано или поздно должно сойтись, потому что я обожаю и футбол, и кино. Когда две вещи складываются в одно, то все должно получиться отлично. Внутренне, интуитивно я чувствовал — или мне хотелось — чтобы это был именно я. Какое-то время назад увидел в интернете, что будет запускаться проект «Стрельцов» с режиссером Ильей Учителем. Самое интересное, что уже тогда почему-то написали, что исполнитель главной роли — я. Но я на тот момент с Ильей даже не был знаком. И кастинг проходил уже значительно позже — на общих основаниях.”
Там же его спросили, не боится ли он, что зрители будут выражать недовольство тем, что актер не похож на игрока и т.д. На что Петров парировал, что ничего страшного, это же развлекательное кино. Серьезно, Саш? Развлекательное? Вы сняли фильм не про вымышленного персонажа, а про кумира миллионов. Добрую память о нем хранят не только оставшиеся в живых родственники, но и болельщики, заставшие его при жизни, да даже молодое поколение.
Петров в интервью говорил, что выйди на улицу и спроси, кто такой Стрельцов, никто не ответит. Я не знаю, в какой параллельной вселенной он живет, но большинство людей точно знает, кто такой Стрельцов. В России не так много футбольных талантов и кумиров, чтобы забывать таких культовых личностей, равных которым, возможно, и не было больше. Но это не объяснить сверхпопулярному актеру, который взялся за роль в качестве исполнения своей детской мечты, ни чуть не задумываясь, что он банально не подходит. Хотя раздувшееся от нахлынувшей славы эго угомонить трудно, согласен. Но стоило бы попробовать. Ради Стрельцова-то!
Информация о фильме
Оригинальное название: “Стрельцов”
Год: 2020
Жанр: спортивная драма, мелодрама
Режиссер: Константин Челидзе
Оператор: Морад Абдель Фаттах
Сценаристы: Константин Челидзе
Актеры: Александр Петров, Стася Милославская, Александр Яценко, Виталий Хаев, Виктор Добронравов, Ася Домская, Надежда Маркина, Алексей Морозов, Василий Мищенко, Алексей Колган