7 февраля более чем на 500 экранах страны выходит новый фильм Юрия Быкова «Завод». Прежде всего мы знаем Юрия по нашумевшему «Дурак» (2014), картина получила средний балл от кинокритиков, но пришлась по душе простому зрителю так сильно, что завоевала себе место в одном из главных списков кино рунета.
Содержание
- О Быкове, Дураке, взлётах и падении
- Сюжет
- Неправдоподобность, доходящая до абсурда
- Персонажи и актеры
- Качество картинки и звук
- Вывод
О Быкове, Дураке, взлётах и падении
«Дурак» стал интересен тем, что вышел в прокат с малым временным отрывом от фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». В такой ситуации оба фильма, показывающих русскую безысходность и глубинку, но под совершенно разными углами, просто не могли избежать сравнения. Обсуждения и споры за звание лучшего только подогревали интерес к картинам, и судя по итоговым оценкам на портале КиноПоиск, победу со счетом 8:6,9 одержал «Дурак» Юрия Быкова. Кроме того, фильм занял 216-е место в списке из 250 лучших фильмов (рейтинг КиноПоиск на февраль 2019 года). Для справки – «Аватар» (2009) Джеймса Кэмерона в этом списке занимает 229-е место. Так это ли не считать успехом?
На мой взгляд, секрет «Дурака» прост – это близость к народу. Персонажи фильма до боли знакомы, в части из них мы видим своих приятелей и людей, с которыми регулярно встречаемся в повседневной жизни, а на другую часть смотрим как на собственное отражение в зеркале.
Картина прогремела, что повлекло за собой шторм
внимания, которое досталось и предыдущему фильму Быкова «Майор», а дальше
начинается что-то невообразимое – «Ёлки 1914» люди ещё могли стерпеть, а вот
сериал «Спящие» критики разбивают в пух и прах.
«В фильме все однозначно: властью и жизнью в стране недовольны только психи, кретины или предатели. И даже искренние ее патриоты руку на власть поднимают только при поддержке США. Порядочный умный человек жизнью должен быть доволен».
Анастасия Миронова, Газета.ru
«Если существуют пропагандистские программы, то кто сказал, что не может быть пропагандистских сериалов? Но, как известно, дьявол прячется в деталях. Показывая безупречных рыцарей из ФСБ, авторы, возможно, сами того не желая, подкидывают гаденькую мыслишку».
Сергей Беднов, «Труд»
13 октября 2017 года Быков выступает с осуждением «Спящих» и говорит о своем уходе из кино.
«Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди всё-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен».
После этого «Завод» становится картиной, на которую
возлагают надежды возвращения в кино того самого Быкова, завоевавшего сердца
аудитории. Именно поэтому я не мог пропустить премьеру и вечером 1 февраля отправился
в кинотеатр «Октябрь», дабы стать одним из первых посмотревших «Завод».
Как и ожидалось, фильм произвел на меня неизгладимое
впечатление, за одним исключением – это было впечатление не триумфального
возвращения, а полнейшего провала. «Завод» собрала в себе все самые нелепые грабли
нашего кинематографа, которые мы сегодня и обсудим на его примере.
Сюжет
Новый управляющий заводом, олигарх Калугин,
заявивший о предстоящем удержании зарплат и последующем банкротстве, похищается
своими же работниками, требующими за него выкуп. Однако их планы рушатся, когда
в дело вмешивается служба безопасности (читай «братки») и отряд СОБРа.
Звучит не так плохо, если не брать во внимание факт
того, что если бы я добавил одно короткое предложение (два слова) в описании,
то раскрыл бы все твисты, интриги и концовку разом.
Большая проблема происходящего на экране заключается
в том, что герои порой ведут себя неадекватно относительно обстановки и
единственное объяснение тому – отсутствие альтернативных путей развития сюжета.
Из этого выливается следующий пункт.
Неправдоподобность, доходящая до абсурда
Тут все проще показать на нескольких примерах:
- Стоит отметить, что все действия происходят в какой-то абстрактной России, в которой легче взяться за автомат, чем пойти искать другую работу.
- Удивительно как легко люди соглашаются на вооруженное похищение. Седой мельком озвучил план, а на следующий день все уже согласны. При этом нам даже примерно не объясняют, кем герои приходятся друг другу (Они из одной бригады? Почему они общаются?). Наши знания о них ограничиваются тем, что один работает, помещая заготовки в зажим для сгибания прута, остальные стоят вокруг и разговаривают, а потом они вместе моются.
- Олигарха похитили, но связывать и закрывать не стали. А зачем? Чтобы он открыл дверь, посмотрел на всех без масок, поговорил с похитителями и спокойно пошел обратно, продвигая сюжет ещё на шаг ближе к концовке.
- Рабочие забаррикадировались в ангаре, куда впускают всех желающих: журналистов, прокуроров, несколько раз Тумана. Пришедших не обыскивают, зачем это надо? Постучался бы бомж или табор цыган, впустили бы и их.
- Кто-то действительно верит, что журналисты с компроматом на Калугина могли бы так просто взять и уехать?
Пример самой «лучшей» маскировки:
Костюмы пачкать нельзя, а то обратно не примут:
Персонажи и актеры
Начнём с имен, герои от завода (6 человек),
извините, но запомнил только двух Седой и Рябой. На стороне олигарха выступает
ЧОП «Глок» и лидер группы Туман. Персонажи плоские, как и их имена, за все экранное
время никак не развиваются и говорят картонными фразами.
Да, развитие
героев не всегда является обязательной частью хорошей картины, мы можем
вспомнить «Бешеные псы» (1992) от Тарантино, «Перестрелка» (2016) от Бена Уитли, но только там
есть отличная актерская игра, есть интрига, юмор, чувствуется работа абсолютно
всех и каждого.
Об актерском составе «Завод» не могу отозваться плохо, но и похвалить не могу, т.к. невооруженным взглядом видна пропасть между регбистом Денисом Шведовым и персонажем бывшего военного, который вынужден встать за станок. Мы сколько угодно можем клеймить запад, но когда Аль Пачино должен был сыграть Серпико, который уже уехал в Европу, то режиссер приложил все усилия, чтобы свести их вместе. Подобных примеров масса, актеры взаимодействуют с полицейскими, военными, медиками, пожарными, ходят на курсы по стрельбе, меняют своё тело до неузнаваемости, а что у нас?
Отдельный ужас – это попытка показать безысходность
героев, которая толкнула их на столь серьезный шаг. Все как один сидят в тесных
комнатах при свете единственной лампы, у кого жена и сосед, у кого мать больна.
Показывают Тумана – судя по планировке квартиры он живет где-то в США, потому что там из спальни можно зайти в туалет. Жена Тумана больна раком, она стонет от боли на всю квартиру, а дальше происходит очень странный диалог, где сын спрашивает: «Маме плохо?», а Туман отвечает: «Ты чего не спишь?».
Качество картинки и звук
Не так давно я писал в статье о наших фильмах ужасов, что даже в самых провальных картинах визуальная подача (постановка кадра, операторская работа, атмосфера) выполнены на достаточно высоком уровне. Если взять раскритикованный мной «Маршрут построен», то я целиком и полностью признаю, что картинка в нём сделана на 5+ (кроме графики).
Здесь же видны претензии в виде двух экшен-сцен, на которые возложили надежды на повышение зрелищности и которые забрали львиную долю бюджета, оставив киноделов с синими светофильтрами для имитации ночной съемки.
Обычно к звуку очень сложно иметь какие-либо замечания, но в «Завод» даже с ним происходит нечто неладное. Музыкальным сопровождением попытались замаскировать огрехи постановки и актерской игры, поэтому включают тревожную музыку максимально громко на моментах, где по сценарию должен быть момент эмоционального накала.
Вывод
На постере фильма красуется надпись «Новый Быков»,
так вот, похоже, что девизом нового Юрия Быкова стала фраза «и так сойдет».
Происходящее на показе больше напоминало ситуацию,
когда знакомый кидает заценить свой трек в ВК, а в ответ ты пытаешься сгладить
все острые углы, только бы не обидеть приятеля. Проходят эти 3 минуты
испанского стыда, а потом легчает.
Радует, что мои 3 минуты уже прошли, а ваши только начинаются. Ждите на экранах страны с 7 февраля.