“V — значит вендетта”: что планировали и что сняли

“V — значит вендетта”: что планировали и что сняли

«V — значит Вендетта» — популярный художественный фильм в жанре антиутопии, снятый в 2005 году дуэтом Германии и Америки. Режиссёром картины выступил Джеймс Мактиг, а сценаристами сёстры Вачовски (тогда это были братья). Кино стало частичной экранизацией одноимённого графического романа А. Мура, хотя создатель отказался от упоминания себя в титрах и причитающихся ему гонораров, поскольку заранее разочаровался в любых попытках адаптировать его литературные работы.

Содержание

  • Первоисточники
  • Сюжет
  • Параллельная линия
  • Обзор главного персонажа
  • Второстепенные герои
  • Основная тема и идея фильма
  • Информация о фильме
| В Рейтинге» width=»696″ height=»392″ src=»https://www.youtube.com/embed/0adbqCuWjW0?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» v=»»]

Первоисточники

Несмотря на прямое заимствование сюжета из комиксов, сценарий тесно переплетается и с прочими произведениями искусства, постоянно порождая новые темы для споров. Например, многие отмечают, что фильм проводит тесную параллель с романом «Графом Монте-Кристо» Александра Дюма, учитывая прямые сравнения между главными героями. Логично, что в обеих историях персонаж постоянно избегает несправедливого заключения, проводя многие годы в заточении и планируя отомстить своим угнетателям в новом образе. С другой стороны, по мнению некоторых критиков и комментаторов, стиль картины имеет зеркальные элементы от известного произведения Гастона Леру “Призрак оперы”. Оба героя постоянно носят маски, скрывая свои уродства, контролируют других с помощью воображения, имеют печальное прошлое и также одержимы жаждой мести.

Представая для современных зрителей как довольно прогрессивный фильм о борьбе свободы и государства, «V – значит Вендетта» параллельно смело заимствует образы нескольких известных тоталитарных типажей (реальных и фантастических), включая Третий Рейх, Советский Союз и вселенную «1984» Джорджа Оруэлла (образ Большого Брата). Вдобавок создатели фильма добавили узнаваемые отсылки к внимательной аудитории с 2006 года (упоминания о птичьем гриппе, биометрической идентификации и сборе сигналов разведки).

Сюжет фильма

Сюжет развивается в альтернативном 2032 году, где после долгой войны с США к руководству приходит фашистская партия Norsefire, которую возглавляет канцлер Адам Сатлер. Однажды вечером 4 ноября некий аноним, носящий маску Гая Фокса и именующий себя «V», спасает из рук службы безопасности сотрудника телеканала Иви. Своей пленнице он представляется «музыкантом», приглашая послушать его «выступление» на крышу здания. Ровно в полночь на 5 ноября сверху девушка наблюдает подрыв Олд-Бейли, сопровождающийся салютом и увертюрой Чайковского «1812 год» на фоне.

Перед гражданами правительство пытается подменить теракт на аварийный снос дома, но V взламывает студию и лично запускает в эфир запись, где обвиняет верхушку в обмане. Аноним призывает горожан восставать против существующего режима и осмелиться явиться ровно через год, тоже 5 ноября к парламенту, чтобы всем вместе устроить восстание. Речь незнакомца под маской представил собой пример настоящего красноречия и получает отклик у населения. Сотрудники полиции пытаются оперативно захватить телецентр и изловить преступника, но сама Иви внезапно принимает решение помочь V спастись. В благодарность он приводит её в Галерею теней (убежище, где он проживает и сберегает вещи, изъятые им со склада управления цензурой) и просит остаться с ним. Вместе они придумывают, как пробраться в спальню Э. Лиллемана, чтобы раскрыть его пристрастии к педофилии.

Но всё идёт не по плану: Иви сбегает и отправляется к своему начальнику по BTN Гордону Дитриху. Выслушав откровения девушки, он рассказывает ей о коллекции запрещённого искусства и литературы, а также своей скрытой гомосексуальности. Вдруг служба безопасности врывается домой к Гордону, избивает его и арестовывает. Иви, которая в суматохе пытается сбежать, тоже попадает в плен. Ей принудительно бреют голову, избивают, допрашивают и пытают несколько дней подряд, удерживая в одиночной камере. В конце концов, пленнице предлагают выбор: сообщить необходимую информацию о V и сохранить жизнь или быть казнённой. Девушка без колебаний выбирает смерть, но её внезапно выпускают из-за заточения.

Свободная Иви обнаруживает, что всё это время находилась в Галерее теней, а иллюзию её заключения организовал V. Сначала девушка впадает в гнев от такого спектакля, а потом понимает, что полученный в «тюрьме» опыт помог ей преодолеть внутренний страх.

Через год, 4 ноября, Иви снова возвращается в Галерею теней. Преступник под маской просит потанцевать с ним и показывает начинённый взрывчаткой поезд метро, который предназначен для подрыва парламента. Именно девушке он даёт право решить, реализовать эту затею или нет. Затем он сразу отправляется на встречу с последним, главным «демоном революции». Во время решающей схватки, V получает тяжёлые раны, еле добирается до поезда и Иви, признаётся ей в любви и умирает у неё на руках.

Фильм V значит вендетта

Параллельная линия

По пятам за V вечно следовал инспектор местной полиции Эрик Финч, но вместо информации обо всех преступлениях он случайно раскрывает куда более значительные проступки партии Norsefire, которые тянутся ещё с момента прихода к власти. Когда Иви всё-таки решает запустить к конечной цели заполненный взрывчаткой поезд, мужчина своевременно находит её, но не мешает отбытию метро.

Посмотреть на взрыв собирается восставшее против государства население, которому уже никто из правоохранительных органов не препятствует. В финале здание парламента взлетает в воздух, как символ прошлого, а демонстранты облегчённо снимают маски, которые разослал V незадолго до события. Народ собирается начать жизнь заново.

Обзор главного персонажа

V — центральный герой фильма, некий анархист, который символично носит маску Гая Фокса. Постепенно история проясняется и становится ясно, что он является бывшим узником концлагеря, а также единственный из всей группы подопытных, кто подвергался воздействию медпрепаратов, но всё-таки остался живым, получив принципиально обновлённую структуру мышления и достаточно времени для умозаключений. Из-за взрыва он целиком обгорел, и поэтому всегда прячет тело (носит плотный костюм, перчатки, парик и маску). Данный персонаж образован, интеллигентен, весьма начитан и хитёр, но при этом жесток и беспощаден особенно по отношению к представителям тоталитарной власти.

Стоит отметить, что с образом сценаристы обошлись достаточно необычно, ведь считается слиянием типажей в формате «мартрёшки»: V одновременно герой, жертва и антигерой. Идеология персонажа заключается в том, что каждый человек сначала должен пройти через некое освобождение, то есть «увидеть клетку» и понять, что он пока пленён, а потом уже осведомлённо отказаться от всего, что мешает выбраться из прежнего заточения. Согласно его мнению, чтобы создать мир, сначала стоит «разрушить старый канон».

Фильм V значит вендетта

Второстепенные герои

Несмотря на внушительное количество достаточно ярких второстепенных героев, центральное внимание в кино неизменно приковано к двум героям: V и Иви. Их взаимоотношения разрастаются и переплетаются параллельно с тем, как в раздосадованном народе прорастают ростки возмущения. Девушка вводится в историю как зеркало для V. Заметно, что она противоположна ему везде: Иви не жаждет убивать и ломать, хотя она тоже пострадала от тоталитарного режима, но в итоге всё равно не стала жестокой. В итоге всё, что будет между ними – разделённая на двоих боль и вера в безоговорочное право на свободу.

Причём фоновые злодеи здесь тоже не описаны 100% идеалистами, какими их привыкли видеть в антиутопиях. Большинство из них формально даже сами не вписываются в рамки норм. Так, начальник «Глаза» Конрад Хейер обожает подглядывать за другими людьми, радиоведущий Льюис Протеро — гомосексуалист и настоящий поклонник кукол, а епископ Энтони Лиллеман — педофил. Даже доктор Делия Сарридж, якобы хороший человек, который заботится о детях и пытается помогать пациентам, имеет свою «тёмную стороны» и ставит эксперименты на подопытных.

Основная тема и идея фильма

Сам фильм «V — значит Вендетта» многие характеризуют как аллегорию угнетения со стороны государства. Картина затрагивает темы тоталитаризма, противоборства религии, гомосексуализма, исламофобии и даже терроризма. Столь противоречивая смесь тематик были объектом, как споров, так и похвалы от имени всевозможных политических групп.

Также эта история описывает различные нюансы феномена архетипа «тени», который считается неотъемлемой долей общества целиком или отдельной личности в частности. Любое качество человека имеет два полюса, и если постоянно проявлять лишь один из них, то второй плавно пополняет ряды теневой стороны образа. Но тень может сохранять в себе и положительные мотивы, которые не находят свободного выражения в реальной жизни.

Кино оказало такой большой отклик у всей аудитории в мире, что даже был запрещён в некоторых странах (Китай и Беларусь). Не менее внушительный спрос получил и главный символ фильма – маски в честь Гая Фокса, которые стали популярной символикой протестного движения во многих западных странах. Хотя сам по себе аксессуар злодея в этой картине не имеет никакого значения, а стал лишь образом, олицетворяющим борьбу против системы.

Фильм V значит вендетта

Информация о фильме

Оригинальное название: V for Vendetta
Год: 2006
Жанр: драма, триллер
Режиссер: Джеймс МакТиг
Оператор: Эдриан Биддл
Сценаристы: Лилли Вачовски, Лана Вачовски, Дэвид Ллойд
Актеры: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Хёрт, Тим Пиготт-Смит, Руперт Грейвз, Роджер Аллам, Бен Майлз, Шинед Кьюсак

Фильм V значит вендетта