Первый отечественный спорткар

НАМИ-074 - Stone Forest

Интерес к автомобилям и мотоциклам у каждого мужчины в крови. В большей или меньшей степени. Зачастую первой или второй игрушкой после футбольного мяча становится четырёхколёсный или двухколесный агрегат. Со временем это и перерастает в любовь к механическим созданиям. Вашему вниманию представляю, пожалуй, первый унифицированный спорткар Советского союза.

НАМИ-074 - Stone Forest

Советские спорткары

История создания довольно проста. В 50-х годах правительство дает четкую установку на развитие автоспорта в стране после того, как Центральный автомотоклуб СССР становится членом Международной автомобильной федерации. Первопричина, которая привела к созданию НАМИ-074, была связана с тем, что в союзе не существовало гоночных формул. Скорее она была представлена кустарными классами. В 1960 году появляется первый классификатор гоночных автомобилей, включающий в себя Формулу-2 и Формулу «Юниор», которые в полной мере соответствовали международным аналогам.

В этот же год НАМИ (научно-автомобильный институт) получает от ДОСААФ программу по разработке унифицированных гоночных машин, которые позволили бы участвовать и в международных стартах. В 60-х на свет выходит первый прототип НАМИ-074.

НАМИ-074 - Stone Forest

НАМИ-074

Машина создана на базе ЗАЗ-965 «Запорожец». Руководителем проекта стал А.И. Пальтцер. База же выбрана была не случайно, а для удешевления и максимального упрощения конструкции, чтобы автоклубы могли массово производить данный агрегат. Рама создана в виде пространственной фермы из стальных труб, имеющих диаметр 25 миллиметров; панели кузова изготовили из алюминия. Передняя и задняя подвески были позаимствованы от ЗАЗ-965 с небольшими изменениями.

Первоначально конструкторы собирались использовать в качестве двигателя мотор запорожского производства, специально модифицированный под требования советской Формулы 2. Так на него установили новую головку блока цилиндров; поршни, имеющие выпуклые днища; распределительный вал, имеющий расширенные фазы газораспределения. Двигатель должен был выдавать 50-55 лошадиных сил и иметь 6000-6500 об/мин. Однако, так как Формулу 2 исключили из всесоюзной классификации гоночных автомобилей, дальнейшие работы над НАМИ-074 были переориентированы на международную Формулу «Юниор». Специально для неё доработали имеющий объем 887 кв.см мотор от ЗАЗ-966. На него установили два карбюратора, свободную выпускную систему, а также расширили фазы газораспределения.

НАМИ-074 - Stone Forest

Первые испытания прошли в июле 1961 года, где автомобиль принял участие в тренировках второго этапа чемпионата СССР (в самой гонке не стартовал). По результатам тренировок было установлено, что двигатель НАМИ-074 неконкурентоспособен. После этого работа над двигателем ЗАЗ-966 прекращается и НАМИ переключается на работу с прототипом для гоночного класса «Юниор». Для кара НАМИ-074Ю стали использовать двигатель от автомобиля «Москвич-407».

Замена запорожского двигателя с воздушным охлаждением на силовой агрегат завода «Москвич» с рядной конструкцией и водным охлаждением повлекло кардинальную переделку всего автомобиля. Сердце любого автомобиля неожиданно перенесли в заднюю часть, из-за чего пришлось увеличить колесную базу; также изменили степень сжатия и установили 4 карбюратора от мотоциклов для питания.

В 1962 году автомобиль выходит в свет, принимает участие в чемпионате союза и под чутким управлением пилота А.Амбросенкова занимает третье место. Но на этом история одного из первых отечественных спорткаров заканчивается. Тематика кольцевых гонок в СССР закрывается, ажиотаж спадает.